«Узкая дорога на дальний север»: куда ведёт сериал Джастина Курзеля

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Джейкоб Элорди в сериале «Узкая дорога на дальний север», кадр: Amazon MGM Studios

Ещё недавно в российский прокат выходило «Безмолвное братство» Джастина Курзеля, впервые показанное в конкурсе Венецианского кинофестиваля, как на Берлинале представлена новая работа режиссёра — сериал «Узкая дорога на дальний север» с Джейкобом Элорди в главной роли. Сусанна Альперина делится впечатлениями о проекте.

Курзель умеет снимать брутальное кино с запоминающимися мужскими персонажами, и примером тому может стать как недавнее «Безмолвное братство» с Джудом Лоу и Николасом Холтом, так и более ранние работы режиссёра: «Сноутаун», «Подлинная история банды Келли», «Нитрам» или же «Шантарам».

На Берлинале сериалам редко выделяют почётное место. Всего несколько из них представлены в официальных программах, а остальные смотрят лишь обладатели бейджа рынка EFM, проходящего параллельно с фестивалем. Мини-сериал Джастина Курзеля «Узкая дорога на дальний север» вошёл в программу Berlinale Special, что означает, что на призы он не претендует. Но главной наградой проекту — а на киносмотре показали всего полтора часа пятисерийного фильма — стало повышенное внимание зрителей. Демонстрировали его на новой площадке прямо напротив Berlinale Palast — Stage Bluemax Theater. Экран в зале небольшой, оттого просмотр прошёл в уютной, почти домашней атмосфере. Показ стал репетицией перед тем, как сериал уже летом начнёт эксклюзивно транслироваться в Германии на канале Sky и стриминговом сервисе WOW.

«Узкая дорога на дальний север» — экранизация одноимённого романа Ричарда Флэнагана, лауреата премии «Букер», которого многие считают одним из величайших писателей современности. Сценарий к сериалу написал Шон Грант («Охотник за разумом»), ранее работавший с Курзелем на «Нитраме». С самого начала видно, что смотреть сериал — как читать хорошую книгу: темп неспешен, краски выверены. Правило шокировать и зацепить зрителя с самого начала соблюдено так, как следует. На экране — Вторая мировая, 1941 год. Солдаты разыскивают выживших, находят уцелевшего мальчика-подростка. Молодые ребята, ненамного старше найдёныша, отдыхают на привале. И вдруг — взрыв и страшная картина ужасов войны.

Джейкоб Элорди в сериале «Узкая дорога на дальний север», кадр: Amazon MGM Studios

Материал — возможно, только для фестивального показа — смонтирован так, что зритель сразу же переносится в подобие мирной жизни на 12 месяцев спустя после произошедшего. А затем — в Австралию 1989 года, где главный герой, подполковник Дорриго Эванс (Киран Хайндс, а в молодости — Джейкоб Элорди), уже пожилой человек, отвечает на вопросы коварной журналистки о своём военном прошлом.

Все полтора часа зрителя раскачивают на временных качелях. Война и мир. С разницей более чем в 40 лет. В 80-х мы видим человека, который никак не может забыть прошлое. Оно его тревожит так, словно и не прошли те долгие годы. Красивый дом, милая интеллигентная жена, добрые друзья, надёжная работа. Но герой не спокоен. Он изменяет жене с супругой коллеги, почти не улыбается и пишет мелким шрифтом воспоминания о страшном.

В той, другой жизни, которую ему не по силам забыть, — плен, в который они попали с товарищами ещё совсем юными, и работа в Таиланде в японском лагере на строительстве «Дороги смерти» — так называли тайско-бирманскую железную дорогу. О многих из упомянутых событий в кино почти не говорили. Вот почему на Берлинале после показа последовали сравнения с фильмом «Мост через реку Квай» Дэвида Лина, чуть ли не впервые рассказавшим о тех же событиях той же эпохи.

Оливия Дейонг и Джейкоб Элорди в сериале «Узкая дорога на дальний север», кадр: Amazon MGM Studios

Сцены из жизни каторжан и военнопленных действуют посильнее просмотра иного хоррора. Нечеловеческие условия, в частности, скудный рацион, что приводил солдат к дистрофии и другим болезням, пытки и издевательства, аккуратные попытки солдат поднять себе дух, чтобы хоть как-то справиться и выжить. Наверняка в сериале зрителя ждут и более страшные события. На показе в Берлине кошмаром номер один стала сцена смерти истощённого солдата, неожиданно погибшего от руки японского полковника.

Сцены мирной жизни местами компенсируют увиденное, временно возвращая душевное равновесие. Здесь и 40-е, и 80-е. В кадре — Джейкоб Элорди, от которого не оторвать глаз, и две красивые девушки, кружащие вокруг него. С одной из них (Оливия Дейонг) у него отношения официальные, с другой (Одесса Янг) — тайные. Любовные сцены актёрского дуэта Элорди — Янг отлично управляют восприятием зрителя, настраивая его на романтический лад.

В сериале прекрасный саундтрек, берущий за душу сложной гармонией. В ожидании масштабной зрительской премьеры сериала стоит не просто советовать, но настоятельно рекомендовать прочитать книгу Ричарда Флэнагана. Сила книги в том, что она очень личная: Флэнаган писал о том, что пережил его отец. И фильм успешно переносит на экран тему важности сохранения памяти. Не формального, но деликатного.