
В российском прокате появилось уютное и забавное семейное фэнтези американца Сета Уорли «Ужастики. Ожившие рисунки». Тяжело переживающая смерть матери девочка Эмбер рисует в блокноте чудовищ, которые по случайному стечению обстоятельств становятся реальными. Максим Ершов объясняет, как режиссёр-дебютант спрятал за увлекательными приключениями детей неглупую драму о попытках справиться с травмой и почему фильм может принести удовольствие зрителям разных возрастов.
Старший брат Джек (Кью Лоуренс) и сестрёнка Эмбер (Бьянка Белль) слишком рано потеряли маму. Папа Тейлор (Тони Хейл) тоже тяжело переживает утрату супруги и не всегда знает, как помочь детям. Эмбер стала реже разговаривать со сверстниками, зато не выпускает из рук блокнот. Девочка рисует мелками, фломастерами и карандашами различных монстров, что начинает пугать педагогов. Вероятнее всего, чудовища, хоть и не самые страшные, помогают школьнице хотя бы на бумаге выплеснуть негативные эмоции. Тётя Лиз (Д’Арси Карден) пытается продать дом родственников, чтобы папа и двое детей переехали и попрощались с местом, которое болезненно напоминает об умершей.

Однажды в лесу неподалёку от дома Джек находит волшебный пруд, который лечит раны и оживляет даже предметы. Тетрадка с рисунками Эмбер случайно падает в водоём, и в скором времени на тихий американский городок нападают переливающиеся всеми цветами радуги монстры. Остановить нашествие чудовищ могут только Эмбер, Джек и кудрявый школьный хулиган Боуман (Кэлон Кокс).
«Ужастики. Ожившие рисунки» — полнометражный дебют американца Сета Уорли. Премьера картины состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто. Молодой режиссёр прежде снимал рекламу и короткометражные фильмы. Полный метр вырос из работы «Тёмные цвета» 2020 года, в которой провинциальный город атаковали ожившие нарисованные девочкой яркие монстры из блёсток. Помогал с чудовищами сражаться старший брат школьницы. В полном метре зрители узнают, почему девочка создаёт свои подчас пугающие рисунки, у сюжета появляется предыстория со смертью матери.
Пожалуй, помимо харизматичных детей, главный аттракцион фильма — нелепые и едва ли пугающие монстры. Аудитория может выбрать любимого. Чудовищ, нарисованных мелком, можно смыть водой, а восковых существ — расплавить. На экране появляются: высокий синий Дэйв с глазами-пуговицами, которые смотрят в разные стороны, и потоком блёсток, вылетающих изо рта; забавный мяукающий рыжий котик с щупальцами; оранжевые паучки-глазастики, а также слепой шаровидный гигант, который хочет всех съесть.
Читайте также: Фильмы про волшебство, в которых магия — не главное




Напоследок ребятне предстоит сразиться с самым первым нарисованным Эмбер монстром. Это своего рода финальный босс, главный оппонент. Дети в развлекательной форме и с минимальным уровнем опасности расправляются с ожившими существами, но параллельно проговаривают собственные страхи и разбираются с ними. Поединки с рисованными врагами в лесу носят терапевтический характер и приводят семью к необходимому и давно назревшему разговору. Раз отец не готов помочь, детям приходится брать всё в свои руки.
«Ужастики. Ожившие рисунки» сделаны с энергией приключенческого кино 1980-х и 1990-х, которая в современных фильмах встречается редко. В отличие от «Джуманджи», детям не угрожает реальная опасность, зато испытания на пути Эмбер, Джек и Боуман преодолевают с большим азартом. Как и в относительно недавнем «Я сражаюсь с великанами», дети бьются с чудовищами и побеждают. Вслед за «Голосом монстра» Хуана Антонио Байоны ребёнок, когда рядом никого не оказывается, обращается к воображаемому миру, чтобы справиться с невыдуманной бедой. Порой страх и скорбь удаётся переработать в творчество и с помощью искусства преодолеть психологическую травму.
Картина Уорли позволяет посмотреть на знакомую реальность детским взглядом и напоминает о целительной силе воображения. «Ужастики. Ожившие рисунки» не предлагают готовых решений, но фильм будет полезен и взрослым, и юным зрителям. Нелепые, но рычащие монстры становятся эффектной визуальной метафорой внутреннего состояния травмированной Эмбер. Если бы отец нашёл в себе силы раньше поговорить с детьми, до чудовищ дело бы не дошло, но и зрители бы не увидели оригинальное высказывание о боли, заставляющей обратиться к творчеству. Да ещё и в форме семейного приключенческого кино.