«Токсичный мститель» — неплохое кино, которому не помешало бы стать чуть похуже

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Токсичный мститель», кадр: Legendary Pictures

4 сентября в российский кинопрокат выходит «Токсичный мститель» — ремейк культового комедийного трэш-боевика от легендарной студии Troma. В фильме о похождениях супергероя-мутанта, который расправляется с преступностью самыми эффективными и жестокими методами, сыграли голливудские звёзды Питер Динклейдж, Кевин Бейкон, Элайджа Вуд, Тейлор Пейдж и другие. Это не помогло ему окупиться в американском прокате и заслужить такой же культовый статус, как у предшественника. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему это неплохое кино, которому как раз не хватает «плохого», чтобы дотянуть до оригинальной картины.

В пресс-релизах «Токсичного мстителя» рекламировали российской прессе как «голливудскую супергеройскую комедию». Совершенно не удивимся, если в американских употреблялись какие-то похожие формулировки. Но кинокритики-то не зря свой хлеб едят, они-то знают, что фильм Мэйкона Блэра — истинная голливудская супергеройская комедия (равно провальная). Поэтому прежде всего стоит разобраться в корнях необычного явления. «Токсичный мститель» — это ремейк классического фильма 1984 года, созданного легендарной студией Troma Entertainment Ллойда Кауфмана и Майкла Херца. Наравне с великим Роджером Корманом это столпы американского независимого кино, заложившие ещё в 1970-х основу такого жанра, как низкобюджетный фильм ужасов. В частности, его ответвления, которое называют сплэттерпанком.

Питер Динклейдж и Джейкоб Тремблей в фильме «Токсичный мститель», кадр: Legendary Pictures

Если вкратце, это когда главным аттракционом является довольно подробная демонстрация разнообразных убийств и увечий. Существует это не только в кино: в литературе можно вспомнить книги Ричарда Лаймона («Луна-парк») и Эдварда Ли («Головач»), в играх — целую серию Splatterhouse. В кино «благодаря» низкому бюджету выглядят кровавые перфомансы всегда крайне фарсово, потому не пугающе или отвратно, а скорее смешно и весело. Грубо говоря, в классическом «Токсичном мстителе» есть уморительная сцена, в которой главный герой, сражаясь с противниками, делает нечто, похожее на классический приём «мельница» с перекидыванием противника через плечо, но в итоге отрывает ему руку, из которой фонтаном хлещет бутафорская кровь. Это смотрится невероятно дёшево и трэшово, но так и нужно. Так вот, идея новой экранизации была ещё и в том, чтобы передать стилистику «тромовского» кинематографа в современной оболочке.

Получилось ли это у авторов? Скорее нет, чем да. Делает ли это «Токсичного мстителя» плохим фильмом? И снова скорее нет, чем да. Давайте разбираться.

Для начала сюжет для тех, кто не в курсе, — в некоторых аспектах он идентичен оригинальному фильму, хотя различия есть, и подчас существенные. Уинстон Гуз — тихий и скромный уборщик на заводе, принадлежащем зловредному капиталисту Бобу Гарбинджеру, который только лишь убивает экологию города, где ни дня не проходит без кровавых убийств. Однажды герой узнаёт, что смертельно болен, и решает попросить помощи у Гарбинджера, но тот отказывает, ещё и посмеявшись над его бедой. Тогда Гуз пытается стащить денег у работодателя, но его ловят и бросают в яму с отходами. Выбравшись из неё, Уинстон обнаруживает, что превратился в жуткого, но очень сильного монстра, а его швабра стала смертоносным оружием. Так он начинает чинить правосудие в своём городе, заодно намереваясь добраться до Гарбинджера и отомстить ему.

Элайджа Вуд в фильме «Токсичный мститель», кадр: Legendary Pictures

Тут важно отметить, что это лишь основа сюжета, к которому прикручены ещё несколько сюжетных линий: у Гуза есть также приёмный сын, который стыдится слегка нелепого отца, хотя в глубине души любит. Есть также журналистка Доэрти, которая накопала на Гарбинджера и содействующую его злодействам мэра города некую информацию, способную разрушить империю беспринципных богачей. У самого Гарбинджера проблемы с мафией, крышующей его империю, которая, как выясняется, уже давно убыточна. Плюсом есть популярная в городе рок-группа, чьи участники работают на Фрица, главу службы безопасности Гарбинджера, и в свободное время убивают и похищают людей по его указке. Короче говоря, набор на солидный сериал минимум на сезон.

Читайте также: Почему голливудские блокбастеры такие ужасные

Это, с одной стороны, уже сильно отличает нового «Токсичного мстителя» от оригинального, который был довольно простецким и с точки зрения сюжета, и с точки зрения драматургии трэш-боевичком про мускулистого монстра, помогающего хорошим людям и уничтожающего зло. По сути, даже набором сцен, в которых номинальный сюжет скреплял между собой сцены кровавых расправ Мстителя над врагами. В новой версии Токсичный мститель — это почти что трагическая фигура: не понятый и не принятый никем, включая собственного сына, абсолютно гоголевский «маленький человек» (вплоть до того, что играет его актёр с карликовостью Питер Динклейдж), который вдруг получает в свои… Ну, в общем, получает силу, позволяющую ему вершить добро, пускай и отрывая руки врагам (в новом фильме есть такая сцена с отсылкой к аналогичной из оригинала).

Питер Динклейдж в фильме «Токсичный мститель», кадр: Legendary Pictures

От этого получается некоторый диссонанс: с одной стороны, у нас тут вроде бы как чуть ли не социальное высказывание (среди прочего, добавлен экологический аспект, которого не было в оригинальной картине, а заодно и сюжет про журналистов-антикоррупционеров, что вечно находятся под угрозой смерти). С другой — это настолько высосанный из пальца конфликт, что воспринимать его всерьёз просто невозможно, и он как будто утяжеляет повествование. Впрочем, и сами актёры даже не пытаются делать что-то всерьёз: герой Динклейджа переключается с неловких шуток на режим бешеной ярости с разламыванием черепов оппонентам буквально по щелчку пальцев, меняя свое психологическое состояние туда-сюда без какого-либо обоснования. Проще говоря, если в оригинальном фильме серьёзностью даже не пахло, то здесь она как будто отчасти заявлена, но не доведена до какой-то реперной точки. Получается, что ты вроде бы смотришь панк-кино — но оно иногда пытается прикидываться серьёзным фильмом, как будто рокер с хаером, поющий про пиво, вдруг затягивает песню про патриотизм и любовь к родине. Кажется, что где-то сквозит лёгкая фальшь.

Впрочем, само кино это в итоге парадоксальным образом не портит — смотрится «Токсичный мститель» из 2020-х весело и увлекательно. Режиссёр Мэйкон Блэр (он также играет начальника журналистки Доэрти) до этого работал в качестве актёра с визионером Джереми Солнье над фильмами «Убийственная вечеринка», «Руины прошлого», «Зелёная комната» и «Придержи тьму». А также дебютировал в режиссуре с саркастичной драмой «В этом мире я больше не чувствую себя как дома.» (в котором снялся Элайджа Вуд, также сыгравший в новом фильме), заявив себя как автора, умело миксующего горькую иронию с брутализмом и тонким юмором. «Токсичный мститель» — фильм, как будто ему подходящий: он сам же написал сценарий, в котором много сатиры и на жанр супергеройского кино (чего только стоит пафосная музыка, играющая в особо драматичные моменты), и на тему народных виджиланте, и на Америку как страну возможностей, в том числе возможностей неожиданно и нелепо сдохнуть.

Кевин Бейкон в фильме «Токсичный мститель», кадр: Legendary Pictures

Экшен-эпизоды, которых тут не так уж и мало, срежиссированы простенько, но со вкусом — хватает и отсылок к оригинальному фильму (есть очень смешная сцена в закусочной «Мисс Мясо»), и пародий на классические боевики (некоторые ракурсы настолько чрезмерно эффектны, что вызывают смех), и просто фирменных «тромовских» сцен гуттаперчевого насилия. Убийства и увечья здесь выглядят так, словно люди и не люди вовсе, а мясные куклы, которых можно, гыгыкая от удовольствия, разобрать на составные части и посмотреть, как они будут заливать всё вокруг кетчупом. В принципе, традиции трэш-кино соблюдены, при этом аккуратно совмещены с современным подходом — не слишком навязчиво, но и так, чтобы постараться понравиться зрителю, привыкшему к современной «картинке».

Зрителю, правда, в итоге скорее не понравилось, и даже не по части оценок, а по части сборов — они составили удручающие 700 с копейками тысяч долларов, что явно в разы меньше бюджета, который не заявлен, но наверняка балансирует в районе 8-10 миллионов долларов минимум. И это понятно, ибо выпускать такое кино в период, когда Голливуд переживает крупнейший кризис за всю историю американского кинематографа, выглядит решением попросту недальновидным. Наверняка у Legendary Pictures был расчёт на то, что «Токсичный мститель» пройдёт по кромке другого знакового сплэттер-проекта последних лет — слэшера «Ужасающий 3», собравшего почти 90 миллионов при бюджете в два. Но «Мстителю» как раз не хватает некоторой трэшовости, отбитости, желания плюнуть на чувство хорошего вкуса — всё-таки интеллектуал Блэр умеет в сарказм, но не очень умеет в откровенный цинизм. По-хорошему, надо было отдавать постановку Дэмиену Леоне, позволив ему устроить всё, что он захочет, — тогда были бы шансы. А так сейчас жанр концептуального трэша выглядит максимально некоммерческой историей.

И это, безусловно, жаль, ведь видно, как «Токсичный мститель» образца 2020-х вполне мог стать отличным продолжением традиций культовой франшизы, но ему не хватило для этого некоторой наглости, смелости и, если уж называть вещи своими именами, всратости. Несмотря на дико смешную сцену после титров (досидите обязательно!), несмотря на уморительный танец Джейкоба Тремблея в роли сына героя, несмотря на люто смешного уродца в исполнении Элайджи Вуда, выглядящего как предмет любви Голлума и кого-то из семейки Аддамс в запое, несмотря на желание авторов везде по чуть-чуть похулиганить и поиздеваться. Недостаточно. Если уж играете в г*внарей, то делайте так, чтобы фильмом хотелось обмазаться по полной. Что, впрочем, повторимся, не обязательно помешает получить от него вполне откровенное удовольствие — просто как от забавного сеанса искреннего дуракаваляния с самой, пожалуй, идиотской отсылкой к «Властелину колец» в истории кино.