«Горе — это штука с перьями»: пернатый кошмар Бенедикта Камбербэтча

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Бенедикт Камбербэтч в фильме The Thing with Feathers, кадр: Anthony Dickenson

В рамках Берлинале прошла европейская премьера фильма «Горе — это штука с перьями» (в оригинале The Thing with Feathers), прежде показанного в программе недавнего фестиваля «Сандэнс». В главной роли — Бенедикт Камбербэтч, переживающий горе утраты. Сусанна Альперина рассказывает о фильме.

По традиции на Берлинале раздаётся громкое эхо фестиваля «Сандэнс». На кинорынке EFM активно заполняются залы на «приватных скринингах» «Атропии»: дебют Хейли Гейтс от продюсера Луки Гуаданьино получил на «Сандэнсе-2025» главный приз. А в программе гала-премьер на Берлинале манит картина «Горе — это штука с перьями» режиссёра Дилана Саузерна с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.

Фильм стал экранизацией бестселлера британца Макса Портера «Горе — это штука с перьями». В числе расхождений с первоисточником — профессия главного героя: в книге он писатель, в фильме — художник, что позволило режиссёру Дилану Саузерну выстроить яркий визуальный ряд на экране. Сам Портер ориентировался на творчество британского поэта Теда Хьюза и американской поэтессы Эмили Дикинсон: строка из её стихотворения дала название роману. Также известна успешная театральная постановка по книге, где главную роль сыграл Киллиан Мёрфи.

Есть большой соблазн дать свою вольную локализацию фильму, переведя название как «Чудо в перьях», однако пернатое создание в картине — это скорее Существо. Нечто! Оно сильно напоминает Ворона — по крайней мере, на картинах главного героя: Бенедикт Камбербэтч играет иллюстратора, автора комиксов и графических романов. Но когда этот Ворон превращается в реальный кошмар, становится похож то на дракона, то на мохнатого червя, то на Фредди Крюгера с пальцами-бритвами на птичьих лапах. Всё, на что способна фантазия зрителя, воплотится в этом существе. Эти трансформации — одни из самых завораживающих процессов в фильме. Добавить к такому описанию озвучку голосом Дэвида Тьюлиса, как воображение тотчас подскажет, чего в теории можно ожидать от зловещей пернатой твари.

Режиссёр фильма Дилан Саузерн, прежде занимавшийся документалистикой, в новой игровой картине решил сделать ставку на яркий художественный образ, создав в лице загадочного Ворона символ горя, пожирающего человека. Будь то взрослый или ребёнок, схватка с существом, с порождёнными им кошмарами даёт понять, сможет ли человек справиться с горем или будет раздавлен и уничтожен его мощью.

Название повести «Горе — это штука с перьями» подарило стихотворение Эмили Дикинсон. Впрочем, в нём поэтесса пишет не о горе, а о надежде. Изображение: PoemHunter.com

Детям сложнее понять необратимость потери — им остаётся только скучать без матери. Отец же вынужден держать лицо: готовить детям еду, водить их в школу, гулять, вечерами читать сказки. На фоне переживаний всё валится из рук. Но когда наступает ночь, странное существо врывается в мысли одинокого мужчины. Стоит только приглядеться, как наваждение приобретает новые формы. Художник ищет ответы в творчестве: чтобы справиться с кошмарами, он неистово рисует. Однако вскоре существо начинает являться не только по ночам. Великолепна сцена в супермаркете, где отец встречает своего преследователя. Герой Камбербэтча слышит каркающий хриплый голос и… похоже, сам превращается в ворона: то машет руками, словно крыльями, то издаёт странные горловые звуки. Сцена танца с существом — также одна из лучших в картине: ворон и человек словно перевоплощаются друг в друга. Наконец устрашающее таинственное существо начинает видеться и детям, пока уже все трое не вступают в борьбу с видением.

The Thing with Feathers, постер: mk2 Films

Фильм вряд ли претендует на звание одной из лучших новинок этого года, и главный его минус — однообразность. Герой Камбербэтча блуждает по незримым лабиринтам своей утраты, словно по спирали, переживания повторяются с чуть большей амплитудой, а скудная событийность наталкивает на предположение, что фильм вполне мог бы ограничиться форматом короткого метра.