
Сериал «Репетиция» стоит особняком на канале HBO. Во-первых, это глубоко авторский проект, а во-вторых, его концепция настолько непривычна для зрителя, что пропускать его не стоит. Нэйтан Филдер возвращается со вторым сезоном, и уже после двух серий автора хочется похвалить за исследуемую проблематику. Подробнее — в рецензии Татьяны Шороховой.
Больше о беспрецедентно странном творческом методе Нэйтана Филдера читайте в нашей статье.
В первом сезоне Филдер тратил средства HBO, чтобы разрешить типичные проблемы обычных людей: рассказать друзьям правду, решиться на рождение ребёнка, разобраться с религиозным воспитанием сына. Последняя тема проходила с третьей по шестую серию, так что сквозной сюжет уже знаком зрителям «Репетиции».
Второй сезон, как обещал трейлер, посвящён безопасности на борту самолёта. Нэйтан приходит на лекцию бывшего члена Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) Джона Гольи, чтобы обсудить с ним совпадение, найденное им в расшифровках чёрных ящиков после авиакатастроф. Во всех случаях первые помощники никак не могли повлиять на капитана, который принимал неверные решения. Тут стоит отметить, что «Репетиция» показывает сразу несколько разговоров между капитаном и помощником, снимая актёров в тренировочной кабине. Симулятор невероятно реален, и когда «самолёт» охвачен «пожаром» и в огне внезапно появляется Филдер со своим непробиваемым лицом, мозг отказывается понимать происходящее.

Чтобы проверить свою теорию о нарушении коммуникации между капитаном и первым помощником, HBO выстраивает для сериала копию аэропорта с залом ожидания пилотов. Наняты актёры, получившие задание проследить за каждым сотрудником аэропорта и пассажиром, чтобы лучше сыграть их. Наконец, найден первый помощник, молодой человек по имени Муди, согласившийся пройти эксперимент для «Репетиции». Помощник полностью повторяет свои действия, как и в реальности. Когда Муди заходит в комнату, в которой находится его «капитан», он даже не здоровается с ним! Получается, что капитан и его помощник начинают общение только в кабине самолёта. Каждый рейс эти люди меняются, и у них нет возможности узнать друг друга лучше. Будучи ответственны за жизни сотен пассажиров, эти члены экипажа находятся полностью в себе, и шанс, что они найдут общий язык в стрессовой ситуации, как будто стремится к нулю.
Филдер начинает исследование психологии пилотов и их помощников. Он собирает их в барах, разговаривает с каждым по отдельности, а во второй серии устраивает им совершенно уникальное испытание. Несколько помощников выбраны в качестве отборщиков конкурса «Крылья голоса». Разумеется, шоу выдуманное, но конкурсанты настоящие. По требованию Филдера помощники должны отказать каждому, после чего конкурсанты ставили оценку каждому из них. Лучше всех с задачей справляется женщина по имени Мара. Её оценки очень высоки — вплоть до 8 и 9 по десятибалльной шкале. Как такое может быть, если Мара всем отказывает? Будучи женщиной очень эмпатичной, она поражает своей позитивной энергией и умеет говорить неприятные вещи с настоящим сочувствием. Она находит для всех утешение, и, в принципе, можно было бы списать всё это на её пол — женщины действительно умеют лучше маскировать свои настоящие эмоции и казаться естественными. Более того, когда Нэйтан разговаривает с ней, выясняется, что капитаны зачастую задают ей неприятные вопросы про замужество (она не замужем), про детей (которых у неё нет), да и вообще подкалывают из-за принадлежности к женскому полу. Иными словами, Мара вынуждена постоянно терпеть сексизм и сглаживать его, чтобы сохранять хорошие отношения с капитанами.

Первые две серии второго сезона «Репетиции» кажутся невероятным экспериментом, однако комедии в расследовании общения пилотов и капитанов явно недостаточно. Тут как раз подходит история фрустрации Нэйтана Филдера. Платформа Paramount+ удалила эпизод сериала «Нэйтан спешит на выручку» (2015) без всяких объяснений. Филдер нанимает актёра, чтобы тот сыграл его самого. Актёр повторяет письмо, написанное Филдером (надо сказать, что писал он его, рассыпаясь в благодарностях), и «получает» ответ Paramount. «Что ты чувствуешь?» — «Фрустрацию». Оказывается, немецкий отдел Paramount удалил серию, поскольку в ней содержалась чувствительная информация, связанная с Холокостом. Тут придётся сделать отступление.
Удалённый эпизод «Нэйтан спешит на выручку» начинается с того, что ведущий узнаёт о странном решении его любимого канадского бренда зимней одежды Taiga. Бренд публикует посвящение известному отрицателю Холокоста Дагу Коллинзу, и, прочитав его, Филдер, как еврей, открывает свой бренд одежды Summit Ice. Нанятый для маркетинга бренда раввин придумывает внушительную стойку для магазинов: ветровки и брюки продаются под репликой ворот из Освенцима с надписью «Каждому своё», рядом развешаны флаги с нацистской символикой и стоит печь, из которой торчит скелет. Конечно, хозяин магазина, где планировалось продавать одежду бренда Summit Ice, отказал Филдеру, но фанаты ведущего раскупили всю продукцию, выложив за нее 300 000 долларов. Вся прибыль пошла в фонд образовательного центра Холокоста в Ванкувере.




Теперь Филдер пытается справиться с собственными эмоциями, планировав разговор с руководством немецкого филиала Paramount+. С одним исключением: вся сцена оформлена в стиле Третьего рейха, но вместо свастики — логотип Paramount+. Согласно полученной Филдером информации, об удалённой в Германии серии узнали во всей Европе, а затем и в Америке, и постепенно она исчезла во всех странах, где есть стриминг Paramount+. Сцена с разговором в «офисе» немецкого Paramount+ настолько смешная, что даже когда актёр, исполняющий роль начальника, выдаёт Филдеру правду, сначала не верится, что это действительно импровизация. «Вы только притворяетесь, будто хотите услышать наш ответ, но вас не интересует ни точка зрения Paramount+, ни точка зрения Германии. Посмотрите — вы оформили наш офис в стиле оперативного штаба, одели меня как нациста. Вы просто обиженный человек, использующий свой новый сериал, чтобы очернить нас». Филдер задумывается о собственной реакции на чужие слова. Способен ли он признать поражение? Что ещё сложнее, сможет ли он сообщить о поражении участникам «Крыльев голоса» так же, как Мара?
Спойлер: почти.
Концептуальные сериалы очень непросто продолжать — например, когда «Задержка в развитии» была возобновлена на Netflix, смотреть было довольно сложно, настолько далеко от оригинала были авторы. Но «Репетиция» держится на содержимом головы Нэйтана Филдера, а там, судя по всему, настолько нестандартная проводка, что хватит на второй сезон, на третий и четвёртый — было бы желание (и бюджет). Сможет ли Филдер своим сериалом изменить авиационные стандарты техники безопасности? Пока непонятно. Но ясно одно: мы, люди, категорически не умеем общаться и находить общие темы для разговора. Даже в тех случаях, когда речь идёт о жизни сотен человек. Если для осознания и изменения нужно выстроить копию терминала аэропорта, то это очень небольшая плата за спокойные перелёты в будущем.