«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо сериала «Сёгун», FX

Нахальный варвар
В плену томится вечном
Забавы ради.

1600 год. Побитое голландское судно причаливает к берегам Японии. С поломанным бушпритом, о рваных парусах, предсмертно хрипя и бросаясь о скалы, оно выносит из тумана одичавший от цинги и голода экипаж — прямиком в руки воинов со странной формы саблями. Английский штурман Джон Блэкторн (Космо Джарвис), самый вменяемый человек в команде, во весь голос доказывает местному владыке Ябусигэ (Таданобу Асано), что не пират (он пират, просто с лицензией), пока кровожадный португальский священник пытается прокричать обратное. Не понимая ни слова, но уже строя хитрые планы, Ябусигэ везёт «южного варвара» на поклон к своему сюзерену Торанаге (Хироюки Санада) — расчётливому князю, о смерти которого мечтает весь правящий совет японской столицы. О собственной же смерти мечтает леди Тода Марико (Анна Саваи) — дочь падшего клана, что служит Торанаге верой, правдой и синхронными переводами с варварских наречий.

Так начинается «Сёгун» — историческая эпопея о последних годах раздробленной Японии и первом англичанине, ступившем на её берега.

Роман «Сёгун» Джеймса Клавелла, издательство «Иностранка»
Мини-сериал «Сёгун» (1980), Paramount Pictures

С детства очарованный морскими приключениями и романтикой загадочной Азии, писатель Джеймс Клавелл взял реальную историю морехода Уильяма Адамса и адаптировал её в захватывающий роман о культурных барьерах, политических интригах и поиске доверия среди людей, привыкших прятать истинные чувства за восьмислойным барьером.

На выходе роман стал мировым бестселлером, а с первой экранизацией симпатично вписался в синусоиду кинематографического взаимовлияния Запада и Востока. Первая экранизация вышла на экраны в 1980-м, в один год с «Тенью воина» Акиры Куросавы — грандиозным самурайским эпосом, съёмки которого спасла финансовая подмога Джорджа Лукаса и Фрэнсиса Форда Копполы. Те, в свою очередь, снимали свои «Звёздные войны» и «Крёстных отцов» под впечатлением от ранних приключенческих («Трое негодяев в скрытой крепости») и нуарных («Плохие спят спокойно») шедевров Куросавы. Ранний Куросава же, вдохновивший и весь цвет поздних вестернов, сам черпал вдохновение из первых фильмов Джона Форда — главного мифотворца Дикого Запада. И когда все эти люди, выстроившись цепочкой сквозь десятилетия, выкладывали фундамент современной поп-культуры, создатели старого «Сёгуна» успели заложить свой кирпичик с первым американским телесериалом, целиком и полностью снятым в Японии. В тот раз история получилась отнюдь не о Японии, а о взгляде чужестранца на неё. Что, впрочем, до последнего считалось неоспоримой нормой и главной гарантией коммерческого успеха.


Новый же «Сёгун», снятый с куда большим акцентом на японскую точку зрения, схватился за свежий тренд на азиатское кино в его чистом виде. Теперь история о контакте двух культур заиграла новыми красками, а её успех, хочется верить, откроет дорогу новым размашистым международным проектам.


Словом, со времён «Последнего самурая», где живого императора представляли посмертным именем, в жанре самурайской драмы многое изменилось в лучшую сторону. В пользу не только пресловутой исторической достоверности, но и здравой сдержанности человеческих эмоций. Новый «Сёгун» неспешен, богат объёмными персонажами и оживлён нюансами японского быта. Баталиям на мечах (хоть их и немало) он предпочитает диалоговые дуэли и сопутствующий им саспенс, построенный то на опасно двусмысленном изложении, то на трудностях перевода. Музыкальный лейтмотив «Сёгуна» тоже не стремится навязать сильные эмоции в моменте, а внушает тревожное ожидание «Багрового заката» — загадочного плана Торанаги, заготовленного на самый крайний случай.

Вездесущие сравнения с «Игрой престолов» здесь оправданы не только политическими игрищами, но и отказом зацикливаться на одном центральном герое. Хоть «Сёгун» и начинается с Джона Блэкторна, персонажа крайне броского и острого на язык, никакие пистоль и отборная матерщина не остановят несущийся на него каток истории. В первых эпизодах гайдзин, ещё не смирившийся со своим местом на чужбине, перетягивает на себя все одеяла и заряжает экран редкой по силе энергетикой — одной корабельной гонки из третьей серии хватит, чтобы напитать электричеством весь Токио.

Но чем дальше идёт сюжет и чем больше культурного шока сваливается на английского штурмана, тем отчётливее он предстаёт безвредным багом в системе и тем беспомощнее выглядят его протесты. Даже реквизированным у него корабельным пушкам не суждено перевернуть ход войны — послужат они лишь игрушкой на потеху княжескому сыну. Для местной знати Блэкторн навсегда останется если не комик-релифом, то чудаковатой экзотикой — вроде той, которую зритель, впервые открывший фильмы Куросавы, видит в великом Тосиро Мифунэ с его тигрино-ехидно-обезьяньим актёрским методом. Для Космо Джарвиса это, пожалуй, самый щедрый комплимент из возможных, но совершенно искренний.

Хироюки Санада в роли даймё Ёси Торанаги, «Сёгун», FX
Анна Саваи в роли леди Тоды Марико, «Сёгун», FX

Тем временем японский ансамбль живёт в полной гармонии с миром феодальных распрей. Каждый винтик этого механизма, начиная с глядящего в бескрайнюю даль Торанаги, продолжая покорной своей участи леди Марико и заканчивая скромным садовником Уэдзиро, работает не из собственных интересов, а словно по неписаному ритуалу. В отличие от авантюрных игроков Вестероса, театральные маски «Сёгуна» разыгрывают исторический процесс как нечто предрешённое судьбой, а не определяемое ролью личности здесь и сейчас. Выбивается из этой схемы лишь изворотливый харизматик Ябусигэ, неспроста почуявший родственную душу в заморском варваре.

Главная же прелесть «Сёгуна» — в законченности его истории. Сериал не вынуждает своего зрителя высиживать филлеры и годами ждать продолжения. Он ценит и уважает его как человека, открытого к сюжетам нового образца — привычно развлекательным, но не зацикленным на приевшихся голливудских формулах.

Читайте также
Экология души: «Зло не существует» Рюсукэ Хамагути
Неспешная и созерцательная притча о природе человеческой.
«Мэй»: когда продолжать жить — это осознанный выбор
День и ночь внутренней свободы.
«Болеро. Душа Парижа»: байопик о композиторе в духе «Википедии»
История создания главного шедевра Мориса Равеля — качественная и безэмоциональная.
«Сочувствующий»: сериал об утрате идентичности в мире после раскола
Как автор «Олдбоя» перенёс на экраны один из лучших романов десятилетия.
«Нелюбимка»: сборная документалка о Niletto
Объясняем, почему «Нелюбимка» заслуживает внимания зрителей.
«Евгений Телегин»: лягушка самых честных правил
Постмодернистское переосмысление классики.
Также рекомендуем
КИНОТВ Райан Мёрфи реабилитирует Монику Левински, Майк Флэнеган смотрит на католические ритуалы особым...
Камерное кино о выживании в замкнутом пространстве.
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, чем обычно, но на качестве это отразило...
От «Все совпадения неслучайны» до «Франшизы».
КИНОТВ Райан Мёрфи реабилитирует Монику Левински, Майк Флэнеган смотрит на католические ритуалы особым...
Камерное кино о выживании в замкнутом пространстве.
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, чем обычно, но на качестве это отразило...
От «Все совпадения неслучайны» до «Франшизы».

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00