Сцены из театральной жизни: рецензия на фильм «Семь вуалей» Атома Эгояна

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Семь вуалей», Elevation Pictures/«Парадиз»

До проката наконец добрались «Семь вуалей» Атома Эгояна. Премьера фильма состоялась в далёком 2023-м на кинофестивале в Торонто. Добрую часть картины составляют кадры из оперы Рихарда Штрауса «Саломея», которую Эгоян поставил впервые в 1996 году в том же Торонто, а после возобновлял ещё три раза — в 2013-м, 2022-м и 2023-м. В фильме вокруг его собственной постановки пляшут ещё семь женщин, подмешивая к скандальной истории свои персональные одержимости. Получилось многослойно, но прямолинейно: все мотивы пообтёсаны и, как канапе, нанизаны на одну шпажку — тему сексуализированного насилия и этически сомнительных любовных связей.

Сам Эгоян изящно самоустранился из спектакля: по сюжету автор постановки — год назад почивший режиссёр Чарльз, о котором и вдова, и ученики не говорят, а только молчат с придыханием. Перед смертью Чарльз завещал одну из своих самых скандальных работ, оперу «Саломея», своей ученице Джанин (Аманда Сайфред). Руководство театра и вдова маэстро просят, с одной стороны, в интерпретации ничего не менять, а с другой — вести блог для театра и добавить в него «что-то личное». Личного, как мы скоро узнаем, в «Саломее» было с лихвой — на момент работы над спектаклем Джанин и Чарльз были любовниками, с молчаливого согласия супруги режиссёра. В самой же постановке он использовал опыт пережитого Джанин в детстве насилия со стороны отца, которое также происходило с молчаливого согласия матери. Чарльз даже поставил кульминационный танец семи покрывал с использованием снятой отцом-насильником домашней хроники, на которой маленькая Джанин в лесу танцует, качается на качелях и ест мандарины с завязанными глазами.

Кадр из фильма «Семь вуалей», Elevation Pictures/«Парадиз»

Параллельно о работе над спектаклем в своём блоге рассказывает специалистка по реквизиту Клеа (Ребекка Лиддьярд). Именно Клеа посвящает зрителя в сюжет оперы: иудейская царевна воспылала страстью к Иоанну Крестителю, который трижды её отверг. Тогда Саломея уступила притязаниям своего отчима Ирода и станцевала для него танец семи покрывал, а взамен попросила голову пророка, чтобы наконец поцеловать своего возлюбленного. Клеа близка Саломея из второго состава и совсем не близка развязность распускающего руки исполнителя роли пророка, чьи действия скоро обернутся серьёзным репутационным ущербом. На всё это Эгоян наслаивает ещё и роман мужа Джанин с прислугой и томные взгляды самой Джанин в сторону Иоанна Крестителя из второго состава. На площадке присутствует также координатор интимных сцен, но избежать скандала в случае с «Саломеей», кажется, невозможно.

«Семь вуалей» просто распирает от повторяющихся мотивов и сюжетных линий. Канадский режиссёр, славный историями о сложных и разрушительных сексуальных желаниях («Хлоя» и «Славное будущее»), на этот раз строит свой фильм как большое симфоническое произведение, в котором главная тема блуждает из регистра в регистр, претерпевает множество вариаций, но остаётся навязчивой и узнаваемой на каждом новом витке.

Если сказать проще: Эгоян тут, конечно, накрутил.

Кадр из фильма «Семь вуалей», Elevation Pictures/«Парадиз»

На экране присутствуют все типы в разной степени неэтичных отношений: учитель — ученица, режиссёр — актёр, наниматель — прислуга, служебные и инцестуальные связи. Интересно, к слову, что на протяжении всего фильма женщины работают со своими травмами на основе фантазий и интерпретаций мёртвых мужчин (постановка Чарльза с элементами видео отца Джанин в опере Штрауса по Оскару Уайльду). Руководство театра при этом настоятельно рекомендует за рамки предложенной мэтрами интерпретации не заходить.

Истории о нездоровых, фантастических, гипотетических и прошлых желаниях в картине реализованы на семи разных экранах. Помимо пространства самого фильма, история рассказывается через личные блоги Джанин и Клео, видеозвонки Джанин матери, дочери и почти бывшему супругу, просмотр записи того самого спектакля и домашнего видео отца Джанин плюс новые съёмки для танца семи покрывал.

Эгоян демонстрирует своё прекрасное умение громоздить общее художественное высказывание из множества заметок на полях повседневности.

Кадр из фильма «Семь вуалей», Elevation Pictures/«Парадиз»

Но, несмотря на самоотверженную и наэлектризованную игру Сайфред, все накрученные вокруг постановки сюжеты в итоге оказываются не более чем украшением — изящными виньетками на полях оперной постановки.

По сути, Эгоян, кажется, снял более дорогую телеверсию с комментариями вымышленной труппы. Главную мысль сама Джанин высказывает прямым текстом ещё в самом начале: история Саломеи — это «первый рассказ о преступлении на сексуальной почве». Пространство смыслов в «Семи вуалях» изрядно намагничено, одно притягивает другое, третье, но в итоге сходятся в одно общее место, что-то вроде «насилие — древнее и неизбежное зло», побочный эффект необузданных страстей. Стоило ли ради этого столько городить? Истории пересекаются и схлопываются в финальном страстном поцелуе Саломеи с отрубленной головой: все страсти удовлетворены, все с ними не совладавшие наказаны, выводов не предусматривается.