На российские экраны вышел фантастический боевик Джона Тёртлтауба («Starперцы», «Сокровище нации») «Мег: Монстр глубины» об очередном монстре, живущем на дне океана. Денис Виленкин погрузился в подробности.
Джонас Тейлор (Джейсон Стэйтем) – спасатель-подводник сталкивается с непредвиденной ситуацией. В обшивку подводного судна, из которого он вызволяет потерпевших, что-то с неистовой силой бьется. Зависнув секунд на пять, Джонас принимает решение задраить люк и отстыковаться, тем самым, похоронив с десяток людей. После он будет доказывать, что видел что-то настолько гигантское и чудовищное, что ему совсем никто не поверит. К сильно запивающему увиденное пивом Джонасу в Таиланде, нагрянут старые коллеги. Оказывается, что-то крепко поддало по исследовательскому батискафу близ Китая, где на борту находится бывшая жена Джонаса, и поэтому ему нужно убрать из рук соломенную шляпу, и взять в них себя. Разыгранная на лице Стэйтема эмоция со скоростью реактивной акулы проходит диапазон от «я же говорил» до «срочно спасать бывшую жену», и всё это в одном положении нахмуренных бровей. Кажется, придётся сменить шорты на профессионально обтягивающий купальный костюм.
«Мег» - сокращение от Мегалодона, вымершей двадцатиметровой акулы, вернувшейся к жизни, руками мастеров визуальных эффектов, чтобы трепать китайский бокс-офис. Все это выглядит как проект мечты китайских инвесторов, по всем фронтам удовлетворяющий комитет цензуры, обходящийся без мистицизма (откуда акула всплыла мы не узнаем) и сексуального подтекста (только жаркие гляделки). Проект, куда пригласили крупного американского фильммейкера Джона Тёртлтауба, как приглашают крупных футболистов в китайские клубы, одну из главных сегодняшних экшен-звезд Джейсона Стэйтема, известную китайскую актрису Ли Бинбин и стареющего талантливого комедианта Райна Уиллсона на роль полумерного Лекса Лютера. Что грустнее, на самом деле, «Мег» это фильм Warner Brothers и американских, в большинстве своем, продюсеров, которые словно с караваем заявляются с картиной на китайский кинорынок. Модные кроссовки, (светящиеся у маленькой девочки, и просто очень модные у Рэйна Уилсона), сверкающие электронные игрушки (как в пригородных электричках), гаджеты, ну и напоследок стойкий мужик против стойкого зверя.
Зверь очень долго не появляется, то хвостиком махнет, то в колонки ударит. Так может быть для того, чтобы появление было ярким, каноническим, как у Годзиллы или Кинг-Конга, с побиванием в грудь или ошеломляющим бронхиальным свистом. Но, в общем-то, когда акула на весь экран разевает пасть, прильнув зубами к стеклу, покрывается трещинами не только прозрачная труба-переход в лаборатории, но и ломкий каркас всего фильма.
Толстый маленький мальчик с фруктовым льдом в надувном круге посреди сотен таких же дрейфующих у берега отдыхающих, человек на доске, гребущий веслом, под чьей тенью зловеще притаилась акула, в конце концов, маленькая девочка со светящейся управляемой с планшета игрушкой в стеклянном коридоре посреди океана, предположительно красивые концепт-арты являются визуальными приманками для зрителя и необходимыми затычками для трейлера, чтобы просто-напросто не смыло все центральное повествование, в котором люди с самыми навороченными исследовательскими приборами полтора часа пытаются спастись от акулы, затем замочить акулу, чтобы в итоге выяснить, что она не единственная огромная акула.
Проходя многоэтапность обрядов насильственного погружения головой в этот мутный аквариум шанхайской забегаловки, приходится наблюдать воинствующую тупость (расстреливать кита с вертолёта, перепутав его с Мегалодоном), сомнительные сюжетные явления (видимо жутко несчастливый японец захлопывает люк перед командой спасения, по-самурайски кончая жизнь суицидом, предполагая, что от акулы спастись не успеет, странности добавляет и то что при затоплении в предыдущем эпизоде он уже порывался писать предсмертную записку жене), ну и откровенную, конечно, нечестность в диалоге со зрителем.
Дело в том, что изначальное позиционирование «Мег», как задорного семейного «b movie» за 150 миллионов противоречит самой сути этого самого «b movie». Пусть PG-13 рейтинг позволяет издалека показать откусанную руку человека, но фильм при этом не очень-то хочет быть family-friendly катастрофой, как «Челюсти». Хотя в отсутствие очарования дешевого и глупого «Акульего торнадо», самой настоящей катастрофой дорогого и безыдейного «Мег» и оборачивается. Очевидно, что Голливуд нуждается в Китае, как ныряльщик в воздухе, и что сложно было десять лет назад представить, как большой фильм с использованием технологий motion capture «Маугли» сразу выйдет, грубо говоря, по телевизору, как, собственно, и то, что новые «Люди Икс» могут быть одним днём отменены. В постоянном студийном заискивании перед большим рынком становится возможным не удаление даже сцен из сценария (Великая стена в «Пикселях») не вырезание из готового фильма (побеждённые Бондом китайцы в «Скайфолле») или наоборот внедрение (китайские хирурги в «Железном человеке 3»), а рождение откровенно китайской подделки под логотипом Warner Brothers, доступной, как это раньше писали на DVD, только на одной территории.
Маленькая девочка обращается к Джейсону Стэйтему в фильме исключительно «слушай, чокнутый». Но он то как раз не чокнутый. В нём никаких сомнений. После «форсажного» спин-оффа, у Стэйтема маячит пока неназванный «Untitled Hong Kong action thriller». Не все хотят причалить на ТВ. Большие экраны всё ещё требуют героев с ленивыми лицевыми мышцами. Одна побежденная акула и пять несмываемых домов в Малибу.