Слово поэта, кровь на Бродвее: «Подростки. Первая любовь»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Кадр из фильма «Подростки. Первая любовь», «НМГ Кинопрокат»

Фильмом открытия 32-го фестиваля «Окно в Европу» стала новая картина режиссёра Святослава Подгаевского. В ней нет ни привычных для автора пиковых дам, русалок или вампиров, ни даже мрачной детективной составляющей, как в сериале «Пансион». «Подростки. Первая любовь» — мюзикл о взрослении в девяностые годы прошлого века, что в теории звучит страшнее иного хоррора. О том, что получилось, рассказывает Юрий Кунгуров.

Взгляд семнадцатилетнего Олега (Алексей Онежен) выдаёт кроткого милого парня, но на дворе 1995 год. Какие времена, такие и занятия: с двумя товарищами он промышляет кражами и ввязывается в нескончаемые конфликты. Со всех сторон молодого человека окружают равнодушие и насилие. Даже мнимо дружелюбные сверстники готовы предать, старшие — нахамить и унизить. Немногочисленные «хорошие» взрослые — легкомысленная, но любящая мать (Елена Лядова) и мудрый учитель Захарыч (Тимофей Трибунцев) — его житейская многоопытность, величественность нарочито подчёркнута фланированием по школе с тростью. Но взрослые мало способны помочь Олегу найти себя в жестоком мире — разве что дадут совет. Всё затмевает влюбленность. Стоит в кадре появиться Той Самой, как бегущий Олег застывает в воздухе, а ход времени останавливается.

Душа поёт, тело просится в полёт. Отсюда — жанровое решение: не просто криминальная мелодрама, но ещё и мюзикл.

Кадр из фильма «Подростки. Первая любовь», «НМГ Кинопрокат»

Саундтрек построен на череде очевидных хитов, между исполнением которых порой проходит две-три минуты, а в наиболее напряжённой части фильма они замолкают, словно говоря: никакая музыка помочь сейчас не способна. Увы, это не специально записанные актёрами каверы на песни, а откровенная фонограмма от DJ Грув.

Это решение странным образом органично вписывается в выбранную режиссёром эстетику. Покуда формулировать мысли прямо, не переходя на ругань и крик, герои не умеют, они воплотят тайные помыслы единственно возможным способом — споют. Поэтому мать, подпевающая на кухне «Ты не верь слезам» и размышляющая о прошедшем и давно утерянном, или мрачные мысли Олега, сопровождаемые песней «Сука-любовь», пусть и смотрятся комично, но выстраивают ткань неуклюжей, зато неподдельной музыкальной откровенности.

Почему выбор Олега останавливается именно на этой девушке? Хотя Ольга (Анастасия Тихонова) заявлена второй главной героиней, на протяжении всего хронометража она не перестаёт быть придатком к протагонисту, невольницей в руках окружающих её мужчин — то авторитарный отец, то Олег, то его подлый одноклассник-мажор Пижон (Олег Савостюк) решают за неё, что делать. Второстепенные персонажи прописаны куда более многомерно, чем Ольга, как, например, сожитель матери Олега Лёша (задорная роль Никиты Кологривого) — нагловатый, но оказывающийся по-своему трогательным парень, который старше потенциального приёмного сына лишь на восемь лет. Впрочем, и здесь есть своя логика: мы видим мир Олега, и для него не важны отдельные качества избранницы. Он создаёт идеальный образ так же, как это делает по отношению к своему бойфренду его мать.

Кадр из фильма «Подростки. Первая любовь», «НМГ Кинопрокат»
Кадр из фильма «Подростки. Первая любовь», «НМГ Кинопрокат»

Само по себе очередное обращение к теме девяностых в этом контексте кажется утомительным, а набор песен в саундтреке словно выстроен по принципу использования исключительно шлягеров, звучащих в российских фильмах по нескольку раз в год — не обойдётся и без «Тополиного пуха», а многие вспомнят, что в этом году вышел одноимённый фильм…

Однако штамп, помноженный на штамп, рождает шероховатую, при этом искреннюю музыкальную вакханалию.

Не в последнюю очередь благодаря работе исполнителя главной роли, многообещающего Алексея Онежена. Зритель может вспомнить его по роли совсем иного плана — он сыграл отнюдь не столь добродушного сына главного героя сериала «Кеша должен умереть» Константина Богомолова. К слову, в спектаклях последнего как раз представлен иной, ироничный подход к использованию шлягерных песен, иногда тех же, что в «Подростках» (можно вспомнить, что в «Гамлете in Moscow» тоже звучит фрагментом «Ты не верь слезам, всё вернётся...»).

Героям «Подростков» сложно по-настоящему посочувствовать. В условной мюзикловой фактуре проносится история мечущегося, пытающегося найти себя главного персонажа. Идеалы Олега отнюдь не внушают доверия: он отказывается «быть пацифистом», идёт навстречу опасности, подвергая ей близких. Если что и может дать небольшую надежду главному герою, так это спасательный жанр мюзикла в преломлении фэнтези: хотя бы помечтать о том, чтобы возвыситься над осточертевшим городом и улететь далеко-далеко. Вдруг получится.

Мастер Школы критики — Сусанна Альперина.

О других проектах фестиваля читайте в материалах учеников «Школы критики».

Читайте также
Трое из «Хвои»: «Бюро» Пабло Рохаса как признание в любви архитекторам
Рассказываем о бодром документальном фильме.
«Кукушка»: мать-птица против Хантер Шафер с ножом-бабочкой
Разбираемся, как воспринимать новую картину немецкого визионера.
«Дэдпул и Росомаха»: и все-все-все
Геройгазм от Marvel.
Сериал «Игры»: олимпийское терпение на фоне воцарившегося хаоса
Советский спорт умеет творить чудеса.
Также рекомендуем
Стильный нуар с Марком Эйдельштейном, постхоррор и якутские эксперименты.
О том, как реальность удивляет ярче любой сказки.
Стильный нуар с Марком Эйдельштейном, постхоррор и якутские эксперименты.
О том, как реальность удивляет ярче любой сказки.

Последние новости

Клейн Кроуфорд сыграет в сериале «Чад Пауэрс»
Главную роль в котором исполняет Глен Пауэлл.
Ханс Циммер пишет саундтрек к сериалу по «Повелителю мух»
Роман Уильяма Голдинга адаптировал шоураннер «Тёмных начал».
00:00