Шаламе Алейхем: на российские экраны выходит «Красивый мальчик»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российский прокат выходит «Красивый мальчик» — обласканная критиками американская драма бельгийца Феликса ван Грунингена («Разомкнутый круг») с Тимоти Шаламе, которого теперь, кажется, будут именовать по названию фильма пожизненно. Подробнее о картине по просьбе КИНОТВ рассказывает Алексей Васильев.

В феврале 2008 года на прилавках американских книжных магазинов оказались соседями два новых издания мемуаров. Первые принадлежали отточенному перу журналиста, чьи интервью с Джоном Ленноном, Джеком Николсоном и Стивом Джобсом сделали его редким внештатником, публиковать которого считали за честь и удачу The New York Times, Rolling Stone и Playboy; на будущий год, после этой книжки, он войдёт в сотню самых влиятельных людей по версии журнала Time. Вторые написал 25-летний наркоман, тоже знаменитый, но только среди персонала больниц и реабилитационных центров, куда он попадал после особенно цветистых передозировок. Помимо даты выхода и того факта, что им обеим будет суждено стать лидерами продаж в своём жанре, у этих книг было ещё кое-что общее — фамилия авторов: Шефф.

whitesidemanor.com

Книга Шеффа-журналиста называлась «Красивый мальчик: путешествие одного отца через дебри наркозависимости его сына». Книга Шеффа-наркомана — «Винт: вскормленный амфетаминами». Шефф-наркоман приходился сыном Шеффу-журналисту. Прочитанные вместе, эти тексты давали уникальный стереоэффект — десятилетие погружения в наркоманию представало увиденным изнутри и снаружи, как опыт проживания и как опыт переживания со всеми сопутствующими последнему попытками понять, спасти, повернуть вспять. В 2009 году интернет-магазин Amazon включил эту пару с свой список лучших книг года. Теперь Amazon — это ещё и киностудия, с которой ассоциируется вдумчивое американское кино, компания спонсировала Вуди Аллена и производила оскаровских лауреатов вроде «Манчестера у моря». Теперь она выпустила фильм, в котором обе книги соединены в одну стереокартинку.

Героев картины мы представили, а сюжет известен каждому, кто сталкивался с этой обычной историей: косяки в старших классах, кокаин в институте, дальше — винт. Ценно здесь то, что, пожалуй, впервые в игровом кино осуществлена попытка разобраться сразу во всех аспектах этого обычного путешествия — от сугубо биологической, медицинской, с графиками и макетами мозга, прокомментированными Тимоти Хаттоном в роли нейроспециалиста, до психологической, той, где — мотивировки, запускающие механизмы наркомании. Сценарист Люк Дэвис уже подарил нам три года назад филигранно выточенный фильм о том, как один мужчина разбирается в другом, по ходу этого вникая заодно и в себя, основанный на нестандартном источнике, — это была экранизация легендарной фотосессии Джеймса Дина в журнале Life. Там фоторепортёр постигал кинозвезду, здесь интервьюер — собственного сына. Вооружившись книгами Шеффа, Дэвис кропотливо воссоздал картину происходящего с наркоманом с такой пытливостью, что это познание разрушительного процесса захватывает, как детектив. Только предпринято оно не с целью занимательности: именно в силу того, что фильм постиг механизмы, на разбор которых замахнулся, он может служить одновременно и рукой помощи, и предостережением.

Довольно странно прозвучала бы фраза «Не станем лишать вас удовольствия открыть тайны наркомании вместе с авторами» — но лучше вам действительно пройти этот путь вместе с ними, воспринимая их аргументацию в том на первый взгляд прихотливом, но единственно правильном порядке, в котором они выбрали её изложить. Этой лентой в Америке дебютирует бельгийский режиссёр Феликс ван Грунинген, чьи фильмы, премированные в Каннах («Фламандские натюрморты», 2007) и выдвигавшиеся на «Оскар» («Разомкнутый круг») как раз славны тем, что разбирали трагедию отцов и детей, лавируя в лабиринте сцен, выхваченных поочерёдно из прошлого, настоящего и будущего. Но даже ему потребовалось на монтаж «Мальчика» целых семь месяцев. Время потрачено не зря — ван Грунинген блестяще нарушил хронологию в угоду логике, развитию мысли. А его приём, когда, ближе к концу, закадровые песни, от Перри Комо до Aphex Twin, комментируют чувства этих людей с опущенными руками и эпизоды больше смахивают на величавые видеоклипы, оказался чудодейственен в передаче эмоционального накала происходящего там, где обычная драматургия с диалогами была бы попросту враньём — какие диалоги, когда нет сил думать, не то что говорить.

Фильм, претендующий исключительно на решение своей узкой — пусть и такой кровавой для многих людей — задачи, как и всякое толковое расследование, вышел за её рамки и многое объяснил в психологии не только наркоманов, но и в принципе «красивых мальчиков». Что движет юношами, у которых на руках все козыри, когда в 16-17 лет они пускают всю свою энергию, чтобы лишиться своих безупречных данных, вставая на путь не обязательно саморазрушения, но точно — неиспользования привилегий, за которые миллионы их ровесников удавились бы. За то, что эта не загруженная в проект сверхзадача состоялась, благодарите Тимоти Шаламе. В свои 23 года уже побывавший номинантом на «Оскар» (за фильм «Зови меня своим именем»), сегодня он не зря нарасхват у всех великих американцев, от Вуди Аллена до Уэса Андерсона. Пока сценарная канва выписывает свою траекторию, Шаламе поверх неё ткёт собственный узор. От улыбчивого таинства юности, когда наркотики — способ освободиться от давления ожиданий, которые на тебя накладывают благополучие, талант и красота, через театральность студенческих проповедей, когда он с достойной Тереховой зрелищной истерией требует от отца безусловной любви, любви не за то, что пишет стихи и играет в водное поло, а просто за то, что он есть, к библейскому смирению финала, когда, парадоксальным образом, его герой в итоге получает то, на поиски чего безотчётно он бросился в наркоманию, — чтобы отец принял блудного сына с разрушенными нервными клетками и спущенными в унитаз задатками. Как он того и хотел, он убедится, что отец любит его просто за то, что он есть — но какой ценой! И в этом финале, к которому подводит именно продуманная на все ходы вперёд игра Шаламе, актёр своеобразно оправдывает тот главный ход, к которому прибегал сценарист. Фильм не зря был выстроен как расследование отца, потому что всё-таки отец здесь — фигура, которая могла бы изменить ход истории. Как именно — это чудовищно сложный вопрос для отдельного сложного фильма, с графиками, макетами и оскаровскими номинантами. Но только что проку хотеть от тепличного цветка пышно расти в буйном поле?



Читайте также
Колотые раны: другой взгляд на «Стекло» М. Найта Шьямалана
Супергеройская психодрама «Стекло» М. Найта Шьямалана пережила в российском прокате первый уикенд. В череде отрицательных и нед...
Время и «Стекло». Почему продолжение «Неуязвимого» и «Сплита» — сплошное разочарование
В прокате новый фильм режиссёра-фокусника М. Найт Шьямалана — амбициозный проект по скрещиванию нескольких киномиров с претензией на ...
Семейное дело: в прокате «Наше время» Карлоса Рейгадаса
Благодаря отважным прокатчикам «Иноекино» на российский большой экран выходит «Наше время» — трёхчасовой фильм одного из ключевых ре...
С большой дороги. В прокате «Романтики “303”»
На российские экраны выходит новый фильм австрийского режиссёра («Воспитатели») и актёра («Перед рассветом») Ханса Вайнгартнера «Романтики “303”» —...
«Баския: взрыв реальности» — портреты, художники, юности
В российский прокат выходит документальный хит Сары Драйвер о Жан-Мишеле Баския — культовом граффитисте и неоэкспрессионисте, одном из&nbs...
«Крид 2» и новые русские злодеи
В прокате «Крид 2» — новая серия боксёрской эпопеи, которую Сильвестр Сталлоне начал 43 года назад первым «Рокки». Она закономерно встраив...
Также рекомендуем
На дворе 2020 год, но не будет преувеличением сказать, что бельгийское кино по-прежнему пребывает в&...
КИНОТВ Свежий дайджест интересных материалов о кино из иностранной прессы от Виктора Непши. В этом выпу...
На дворе 2020 год, но не будет преувеличением сказать, что бельгийское кино по-прежнему пребывает в&...
КИНОТВ Свежий дайджест интересных материалов о кино из иностранной прессы от Виктора Непши. В этом выпу...

Последние новости

Евро-2024 в России покажут «Матч ТВ» и Okko
Чемпионат Европы пройдёт в Германии.
В иной оптике: фильмы об американцах и европейцах в Азии
Вспоминаем фильмы, в которых жители Запада оказываются на таинственном Востоке.
Появился первый взгляд на драму «Это не я»
Премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
00:00