
С 19 июня в кинотеатрах стартует прокат «Дандадан: Злой глаз», специальной версии первых трёх серий второго сезона хитового японского аниме, содержащей также эксклюзивное интервью с создателями сериала. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, зачем смотреть «Дандадан», даже если вы не очень любите аниме, и как не сойти с ума во время просмотра.
На светской премьере «Дандадан: Злой глаз» прозвучала интересная мысль, что раньше любить аниме в России было не только не модно, но ещё и довольно опасно. Максимум дозволенного — мультики Миядзаки и «Покемоны», ну и хорошо если ещё какой-нибудь «Шаман Кинг» и «Сейлор Мун» девочкам. Но в целом японская анимация будто была под негласным запретом, как нечто чуждое, странное и даже ненормальное. И герои там какие-то страшные все, большеглазые и большеголовые, верещат что-то на японском, пошлость сплошная (справедливости ради, хентай и впрямь реальное явление, но разве это отменяет существование обычного порно?). Да и вообще сюжеты через одного какие-то ненормальные, как и сами японцы: помните, в конце 1990-х — начале 2000-х была популярная страшилка, что из-за смерти зверька-тамагочи дети из окон выпрыгивают? А ещё такая: Пикачу в переводе с японского — убийца! Ну вы поняли: kira и Pikachu. Звучит совсем одинаково!

Короче говоря, долгое время в силу многочисленных страхов перед всем, что хлынуло в Россию после развала СССР, от окорочков Буша до домашних консолей, было множество предубеждений, в том числе против аниме. И вот — мы живём в эпоху, в которую, даже в столь беспокойный период времени, можно увидеть растянувшуюся во всю длину (и чуть больше) московского кинотеатра «Октябрь» пёструю очередь, которая не заканчивается. В ней стоят мальчишки и девчонки, а также их родители и едва ли не бабушки и дедушки — впрочем, Сэйко Аясэ и Турбобабка доказывают, что возраст вообще ничему не помеха. Все яркие, красивые, разряженные в мерч с символикой тех или иных аниме-тайтлов, улыбаются в предвкушении чего-то классного. Удивительное и очень вдохновляющее зрелище. Что уж там, «Дандадан» только такой публики и заслуживает.
И если вы сейчас не понимаете, какая, к чёрту, Турбобабка, почему название звучит как набор околесицы и откуда такой хайп (к слову, по данным прокатчиков, предпродажи на «Злой глаз» — огонь), то вот краткие вводные.
В центре внимания — двое героев. Первая, Момо Аясэ, — дерзкая старшеклассница, которая обожает актёра Кэна Такакуру, а ещё парней, что на него похожи, и поэтому часто ошибается в выборе спутников. А ещё она верит в сверхъестественное, зато не верит в инопланетян. В них, в свою очередь, верит второй герой, которого зовут… Кэн Такакура! И, конечно же, он не верит в призраков и прочую оккультную белиберду. Судьба сводит их вместе, и поначалу они скорее не принимают друг друга — он стесняется признаться, что Момо ему нравится (ещё бы, ведь его вечно все обижают, а она обратила внимание). Ту, в свою очередь, страшно смущает его имя, поэтому она зовет его Окаруном, или, в нашем переводе, Конспируном, и постоянно злится на него. Однажды они оба узнают, что и мистические существа, и криптиды вполне себе существуют, да ещё и уживаются друг с другом! Сперва Момо похитят инопланетяне, мечтающие оплодотворить «человеческую женщину», — после спасения она получит способность к телекинезу. А затем у Кэна демоническая сущность по имени Турбобабка, способная бегать на бешеной скорости (в основе, кстати, лежит вполне реальная городская легенда), заберёт… половой орган и тестикулы. Не шутка! Зато в итоге он обретёт способность преображаться в могущественного демона, пускай и ненадолго. Хотя «причиндалы» всё-таки надо вернуть.




Если вам кажется, что уже того, что сказано, немного «ту мач», то спешу заверить — это лишь самое начало, практически завязка! В дальнейшем градус сумасшествия будет лишь нарастать: например, у Момо есть бабушка по имени Сэйко, которая, правда, выглядит почти как ровесница внучки, обладает внушительным бюстом и не выпускает изо рта сигарету, а также является медиумом и способна наподдать демонам при помощи бейсбольной биты (и именно она будет помогать в поисках, кхм, яичек Кэна). Ожившая фигурка нэко-кошки, пришельцы самых странных форм и размеров, демоны с внутренними комплексами, параллельные миры и много чего ещё. Всё это напоминает небезызвестный фильм «Всё везде и сразу» — здесь тоже происходит какая-то невероятная доля приключений на минуту экранного времени и, самое главное, нельзя быть уверенным в том, что залихватские боевые эпизоды вдруг не сменятся сюрреалистичным флешбэком, хоррорной вставкой или вообще школьным сёнэном. Эмоциональные качели — кредо «Дандадана».
В основе аниме-сериала лежит одноимённая манга Юкинобу Тацу, который ассистировал, в свою очередь, Тацуки Фудзимото, автору небезызвестного «Человека-бензопилы». Рисовала сериал Science Saru, авангардная студия, ответственная, например, за ещё одного безумного «Человека-дьявола: Плакса». Режиссёром выступил Фуги Ямасиро, автор утончённого исторического фэнтези «Хэйкэ: Повесть о доме Тайра», а во втором сезоне его полноценным соавтором стал испанец Абель Гонгора, ответственный за опенинг к «Дандадану» (кстати, в полнометражной версии аниме «Злой глаз» доступны эксклюзивные интервью с обоими). Наконец, за сценарий ответственен Хироси Сэко, у которого в активе не только хитовая «Атака титанов» и всё тот же «Человек-бензопила», но и, например, сюрреалистичный «Дорохэдоро». Короче говоря, компания собралась роскошная — и это вы ещё не слышали песню в опенинге от хип-хоп-группы Creepy Nuts. Собственно, «Дандадан» — это слова, которые под безумный джерси-клаб напевают солисты, — и да, это единственное обоснование такого названия. Потому что бе-е-езумие-е-е!

Что касается второго сезона, три первых серии которого смонтированы в «Злом глазе», то можно сказать, что он будет ещё более сумасшедшим. Чтобы не спойлерить впечатления ни тем, кто ещё не смотрел первый, ни тем, кто планирует смотреть второй, скажем так: вам казалось, что первый издевательски закончился на полуслове? Второй скажет на это — ахахаха! И подбросит ещё больше загадок, ещё больше подвесит ружей, ещё больше добавит сумасшедших персонажей. Концентрация событий, фирменного юмора, переплетений самых невероятных сюжетных коллизий и перемен настроения тут такая, что в некоторые моменты хочется слегка передохнуть. В целом так оно работать и должно, ведь, если подумать, за гротескностью «Дандадана» скрывается история об аутсайдерах с ворохом личных проблем и комплексов, которых от депрессии спасает лишь возведённая в бесконечность степень абсурда вокруг. И с первых же серий становится ясно, что этот клубок не просто не планируют разматывать — он будет расти и расти, чтобы к финалу полнометражки разразиться событием, которое вполне можно сравнить с окончанием первого сезона по степени непредсказуемости.
«Дандадан» — это, с одной стороны, концентрат всего, за что любят и не любят аниме. Это и специфическая рисовка (кстати, по части режиссуры второй сезон не хуже первого — некоторыми кадрами восхитился бы сам Тарантино), и верещащие голоса героев, и сюжеты, которые просто невозможно представить в реальной жизни, и персонажи, у которых всегда всё чересчур. Даже панцушоты есть (теперь и мужские тоже!). С другой — это то, чего не даст, пожалуй, ни одно другое аниме: сумасшедший спектр визуальных стилей (рисовка иногда меняется по несколько раз за один эпизод), пятьдесят оттенков самых разных эмоций, от недоумения и ужаса до смеха и желания умиляться, и одновременно чертовски трогательная история про взаимоотношения двух очень смешных подростков, в жизни которых всё вечно с каким-то приколом. Мало какое произведение дарит такой богатый спектр ощущений, так что ознакомиться с «Дандаданом» стоит, даже если вы на дух аниме не переносите, — просто постарайтесь пережить первые несколько серий и там уже решайте, готовы ли вы нырнуть ещё глубже в этот омут весёлого безумия. Если да, то будете награждены массой впечатлений.