
В Каннах показали новый фильм Йоакима Триера («Худший человек на свете») — семейную драму «Сентиментальная ценность» с Ренатой Реинсве, Стелланом Скарсгардом и Эль Фаннинг. Картина удостоилась 19-минутных оваций и имеет все шансы забрать главный приз смотра. Чем она так приглянулась публике, рассказывает кинокритик Дарья Тарасова.
Просторный дом с высокими потолками и светлым интерьером — гордость семейства Бергов, хотя фундамент его потихоньку идёт трещинами. Для сестёр Норы (Рената Реинсве) и Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеос) с домом связаны как приятные детские воспоминания вроде игр в прятки и многолюдных праздников, так и, мягко скажем, не очень: отец Густав (Стеллан Скарсгард), режиссёр, ушёл из семьи, когда девочки были ещё юны. Свой след это наложило на обеих. Нора, впоследствии ставшая актрисой театра, мучается приступами тревоги и с трудом строит отношения. Агнес, которую отец снял в своём самом известном фильме ещё маленькой, никак не может избавиться от чувства, что тогда, давно, её просто использовали для очередного папиного проекта, — хотя с этой мыслью, кажется, уже свыклась.
Когда умирает мать-психотерапевтка, Густаву приходится снова вернуться в дом — банально потому, что кому-то необходимо распорядиться имуществом. Пока взрослые сёстры перебирают предметы интерьера, обладающие ценностью не столько материальной, сколько сентиментальной, родитель планирует вокруг дома новый проект — фильм о своей матери, действие которого разворачивается в знакомых стенах и завершается её самоубийством (реальный факт из жизни Берга). На роль матери Густав зовёт Нору — та из принципа отказывается, не желая иметь с ним ничего общего. В роли сына киноматери режиссёр видит сына Агнес — та своего согласия на съёмки не даёт, помня собственный опыт. Это Густава не останавливает: с Агнес переговоры продолжаются, а вместо Норы на площадку приходит голливудская старлетка Рэйчел (Эль Фаннинг).

Пожалуй, «Сентиментальную ценность» Йоакима Триера можно сравнить с «Альфой» Жюлии Дюкурно, тоже отпремьерившейся в Каннах в этом году. Предыдущие работы кинематографистов («Худший человек на свете» и «Титан» соответственно) были горячо приняты как критиками, так и широкой публикой (насколько в случае «Титана» это возможно ввиду жанровой специфики), отчего ожидания от обеих были велики. «Альфу» встретили прохладно, Триер же сорвал в Гран-театре Люмьер 19-минутные овации.
Новую работу норвежского режиссёра можно назвать духовным преемником «Худшего человека», где, к слову, тоже сыграла Реинсве и получила за роль каннскую награду. Если до этого Триер широкими мазками рисовал портрет потерянного миллениальства, то теперь взял возрастную планку повыше — ближе к четвёртому десятку (Нора) и дальше (отец). Личная драма разрослась и превратилась в драму семейную, строящуюся по двум главным осям: отношения Густава с Норой и отношения сестёр.
Густав, отошедший от дел манипулятивный режиссёр, чьи дни славы давно прошли, хочет убить одним камнем двух зайцев: заполучить к себе в проект успешную актрису и наладить отношения с дочерью (порядок приоритетов сперва именно такой). Неудивительно, что со стороны Норы герой Скарсгарда встречает только сопротивление. Копившееся много лет чувство обиды и осуждения, из которого вырос невроз, становится логичной и даже в каком-то смысле здоровой реакцией дочери. Дуэт Скарсгарда и Реинсве тонко отыгрывает все нюансы этих расстроившихся отношений. Краеугольным камнем для обоих становится карьера: Густав всегда ставил работу первее семьи и теперь просит Нору сделать то же самое в обход былых обид — но та идти по стопам отца не готова.

Кажется, что «Сентиментальная ценность» тяготеет в сторону father-daughter драмы, однако постепенно отношения Норы и Агнес всё больше выходят на первый план. С детства старшей Норе приходилось приглядывать за Агнес, особенно во времена размолвок родителей. Со временем сёстры поменялись местами — теперь младшая чувствует, что несёт за Нору ответственность, и становится необходимой поддержкой после возвращения родителя. К финалу героиня Реинсве задаёт сестре вопрос, который ожидаешь от человека в её положении: интересно, почему из них двух Агнес вышла «нормальной», а Нора — нет? Инверсия ролей для всех троих персонажей заканчивается катарсическим примирением.
«Худший человек на свете» полюбился публике не только трогательной историей позднего взросления главной героини, но и характерным (часто лиричным) скандинавским юмором. В новом фильме тональность сохранилась. Завязана она не только на отдельных комических моментах (например, на день рождения внуку Густав дарит стопку DVD-дисков, в числе которых «Необратимость» Гаспара Ноэ и «Пианистка» Михаэля Ханеке, — чтобы тот поскорее вырос), но и на персонаже Фаннинг. Её Рэйчел сперва предстаёт типичной старлеткой, вроде бы искренней, но всё же смотрящей на других свысока — скажем, она просит Агнес, «ту самую звезду фильма Густава», сделать с ней селфи (ещё одна ролевая инверсия). Впрочем, о двухмерности персонажа речи и быть не может: постепенно Рэйчел раскрывается как понимающая и остроумная девушка — прямая заслуга Фаннинг.
«Худший человек на свете» моментально стал знаковым кино для молодых, цитаты из которого и упоминания регулярно встречаются в соцсетях. «Сентиментальная ценность» кажется фильмом более взрослым и зрелым — не только потому, что «подросла» героиня Реинсве, но и потому, что за материал Триер взялся более сложный, явно вдохновляясь Антоном Чеховым и Ингмаром Бергманом. При этом нельзя сказать, что в своей новой работе Триер «постарел», — юношеского задора в нём ещё, кажется, достаточно. Продолжает взрослеть лишь интонация.