31 октября в российский прокат выходит трогательная мелодрама «Время жить» Джона Краули о супружеской паре, борющейся за жизнь со страшным диагнозом. В главных ролях — Флоренс Пью и Эндрю Гарфилд. Валерия Косенко рассказывает, каким получился этот внезапный камбэк в эру сентиментальных мелодрам, а также в чём его главная проблема.
С тех пор как судьба столкнула Альмут (Флоренс Пью) и Тобиаса (Эндрю Гарфилд) в момент их обоюдного замешательства, влюблённые не представляют жизни друг без друга. Альмут — успешный шеф-повар, в прошлом — подающая надежды фигуристка, привыкшая покорять любые вершины, чего бы ей это ни стоило. Тобиас — застенчивый и неловкий кавалер, тяжело переживающий развод и мечтающий об отцовстве и семейном счастье. Как и положено, противоположности притягиваются, то и дело упираясь в разные жизненные приоритеты.
Однако конфликты сближают супругов. Шаг за шагом преодолевая любые трудности на пути к благополучию и гармонии, пара бесповоротно приходит к соглашению, преумножая семейную идиллию. Пока однажды хрупкое счастье не разбивается о фатальный диагноз: у Альмут обнаружен рак, а значит, героям предстоят не только риски, терапия и суровая борьба за жизнь, но и принятие непростых решений.
Прошло много лет с тех пор, как слезоточивые мелодрамы тихо и без сопротивления сошли с экранов, уступив дорогу кассовым франшизам. Вместе с комедиями про шумные мальчишники, свадебные переполохи и путешествия с попутчиками мелодрамы остались где-то в начале 2010-х, достигнув пика популярности в среде подрастающих зумеров. Достаточно вспомнить ажиотаж, вызванный подростковыми драмами «Виноваты звёзды» (беллетрист Джон Грин — вообще культовая фигура среди тогдашних школьников) или «Если я останусь», вышедшими почти одновременно и с разной степенью успеха балансирующими на грани любви и роковой угрозы.
Выйди «Время жить» на волне этого успеха — ни у кого не возникло бы вопросов о контекстуальной ангажированности картины. Однако сегодняшний день диктует новые правила и новые подходы в репрезентации окружающего мира, мужского и женского, а главное — их взаимодействия.
“ И вот тут создатели «Времени жить» попадают в капкан трендов и социальных договорённостей. Пытаясь выдать правильный и социально одобряемый типаж героя, выписанный чуть ли не по методичке, авторы создают персонажа Эндрю Гарфилда — доброго, стеснительного юношу, воплотившего основы новой маскулинности, выкрученные на максимум.
Как говорят, не мужчина, а ходячий зелёный флаг — при этом абсолютно лишённый обаяния, индивидуальности и хоть какой-либо харизмы.
С героиней Флоренс Пью дела обстоят лучше. Альмут — процветающая карьеристка с детской травмой и неизлечимым синдромом достигаторства. Когда, как не сегодня, имеет смысл не просто манифестировать женскую эмансипацию, но и легитимизировать для женщин здоровый эгоизм. Личная драма вкупе со страшным диагнозом делает Альмут одновременно уязвимой и эгоцентричной: непреклонной перед лицом чужих желаний и ранимой на пути личностного роста.
Режиссёр Джон Краули рассказывает историю любви витиевато и пунктирно, мешая в одном котле множество жизненных этапов Тобиаса и Альмут. Рассказ о романе преподносится зрителю в форме пёстрого лоскутного одеяла, вышитого второпях смёточным швом. Принцип, по которому дробится повествование, определить сложно: кажется, будто очерёдность эпизодов зависит лишь от воли автора и еле просматриваемой драматургии, требующей выхода к заключительному эмоциональному аккорду. Однако ничего подобного не происходит. Виной ли тому примитивные и неприкрытые манипуляции авторов, добивающихся слезоточивого эффекта всеми очевидными путями (приторно-сентиментальная идиллия, лишённая бытовых подробностей, партнёрские роды и многое другое), или же рваная структура, преследующая одну цель — как можно дольше держать зрителя в тонусе? В итоге нарратив частенько распадается, путается и ещё больше путает зрителя, не успевающего за время просмотра соединить одно с другим, не говоря уже о том, чтобы эмоционально прикипеть.
Сложно сказать, стоил ли этот по-своему милый, но совсем не примечательный опыт волос красавицы Пью, с которыми она рассталась ради съёмок. Однако фильм, хоть и не преподносит никаких сюрпризов, наверняка найдёт свою аудиторию среди фанатов харизматичной актёрской пары, преданных и соскучившихся поклонников жанра и тех, кто мечтал окунуться в сладкое романтическое путешествие, практически лишённое слёз и моральных дилемм.