В российский прокат выходит мелодрама Клер Дени «С любовью и яростью», удостоившаяся на Берлинском фестивале «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Героиня Жюльет Бинош разрывается между бывшим и нынешним любовниками. Максим Ершов не соглашается с жюри во главе с М. Найтом Шьямаланом, которое наградило фильм в Берлине, и констатирует тяжеловесность и раздробленность новой работы Дени.
Перевалившие за отметку в 50 лет Жан (Венсан Линдон) и Сара (Жюльет Бинош) страстно целуются в водах тёплого моря. На улице слепящее солнце, они кажутся счастливыми и победившими возраст. Вместе пара уже 10 лет, однако значительную часть из них Жан провёл за решёткой. Сейчас они живут в небольшой квартирке в Париже. Сара работает на Radio France Internationale и ведёт передачи о социальных проблемах и расизме в африканских и арабских странах. Жан готовит таинственный проект, бродит по бюрократическим кругам и никак не может найти постоянную работу, а когда-то он был регбистом. В будни пары врывается Франсуа (Грегуар Колен) — бывший любовник Сары и в прошлом приятель Жана. Франсуа предлагает хорошему знакомому с чёрной меткой в виде тюрьмы должность в своём спортивном агентстве. Сара же, один раз увидев давнюю любовь, начинает разрываться между двумя мужчинами.
2022-й получился урожайным годом для Клер Дени: сначала на Берлинале её мелодрама «С любовью и яростью» взяла «Серебряного медведя» за режиссуру, а спустя три месяца в Каннах политический триллер «Звёзды в полдень» (фильм также должен выйти в российский прокат, но ближе к зиме) завоевал гран-при фестиваля. Дени начинала как ассистентка Джима Джармуша, но уже давно работает в статусе чуть ли не живой легенды мирового кино. При этом в XXI веке французская постановщица чередует удачные картины с провалами. И «С любовью и яростью» относится скорее к разочарованиям, пусть и любопытным.
Картина с Венсаном Линдоном и Жюльет Бинош — одними из ярчайших и самых востребованных звёзд современного французского кино — начинается с высшей точки отношений главных героев. Чем дальше продвигается фильм, тем несчастнее становятся Жан и Сара. Дени никуда не торопится и подробно рассказывает о настоящем персонажей, но упорно опускает важные подробности прошлого. Почему Жан сел за решётку? Из-за чего Сара рассталась с Франсуа много лет назад? Дени словно бы говорит героям, что есть только здесь и сейчас, но всё не так просто, и былое даёт о себе знать. В лице третьего. Треугольник замыкается.
«С любовью и яростью» с большим трудом можно назвать мелодрамой. Слишком много французская постановщица фокусируется на отношениях Жана и его темнокожего сына от первого брака Маркуса (Иса Перица). Воспитывает трудного подростка бабушка (любимица Жака Риветта и Луиса Бунюэля Бюль Ожье), папа навещает мальчика в парижском пригороде Витри-сюр-Сен пару раз в месяц, а то и реже. В социально значимых и слишком правильных программах Сары долго рассуждает о расизме бывший футболист Лилиан Тюрам, о бедах ливанских женщин говорит активистка. Романтическая линия тонет в нагруженном деталями контексте. А в кадре не смолкает тревожная музыка, будто вот-вот должна произойти трагедия.
Дени удаётся во второй половине фильма добавить градус напряжения, заодно доведя Жана и Сару до нескольких истерик. Франсуа остаётся загадкой. Единственная его функция — вывести чужие отношения из состояния равновесия. Когда долгий разговор становится утомительным и невыносимым, ему на смену вдруг приходит смелая сцена секса с участием немолодых актёров. Жюльет Бинош в очередной раз доказывает, что, как и Изабель Юппер, не боится ничего и готова на экране к чему угодно.
Рваный ритм и значимые пробелы в биографии героев вносят в фильм детективную составляющую — невозможно предсказать, что будет дальше. Добавьте обилие крупных планов, и зрителю станет не по себе. Мелодрама, психологическая драма, эротика, социальное кино и элементы триллера умещаются в двухчасовой хронометраж, но не образуют единого целого.
Над сценарием Дени работала с писательницей Кристин Арго. Пять лет назад вместе они превратили неэкранизируемый текст Ролана Барта «Фрагменты речи влюблённого» в комическую историю «Впусти солнце» с всё той же Жюльет Бинош. «С любовью и яростью» — адаптация романа «Прихоть судьбы» Кристин Арго. И второй раз это сотрудничество не приносит успешных плодов.
Если попытаться отделить зёрна от плевел, новая работа Клер Дени посвящена разрушительной силе даже не любви, а страсти. То ли Сара долгие годы врала себе, то ли пыталась забыть Франсуа — в любом случае Жан не смог занять место другого. А была ли вообще любовь? Ярость видна невооружённым глазом. Открывающая фильм морская сцена в конце кажется фрагментом из другой жизни. Себя не обманешь, прошлое не сотрёшь, а в дне сегодняшнем всё окончательно разрушить может появление одного человека.