«Рома» не мама: другой взгляд на фаворита Венецианского кинофестиваля

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Новый фильм Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), показанный на Венецианском кинофестивале, критики провозгласили мгновенной классикой и прочат «Роме» («Рим» в русском прокате) главный приз. Денис Виленкин
не согласен с ними со всеми, и вот почему.

Мексика. 70-е. Большая семья из сплошь красивых людей живёт в светлом доме. Их служанка Клео заводит отношения с экстравагантным кавалером: в свободное время он развлекает её, например, тем, что абсолютно голый, размахивая палкой, демонстрирует мастерство в боевых искусствах. В телевизоре — рестлинг. За окном — забастовки. Внутри самой Клео — грусть, неопределённость, а ещё плод: девушка беременна.

Альфонсо Куарон на съёмках «Ромы»

Неуместная, не местная, брошенная героиня — несомненно, и образ страны, женщина-Мексика, которая работает в стране американизирующихся мексиканцев. Она не знает, к чему ей стремиться, где искать покоя, вся любовь в её жизни — свой нерождённый ребёнок и объятия детей чужих, один из которых как-то произносит во время игры: «Мне нравится быть мёртвой». В этой фразе Клео чувствует покой.

Куарон заливает линейное бытописание мрачным солнцем ацтеков, уводит изображение в монохром и уже чуть ли не на уровне трейлера настаивает на культовом статусе своей картины. Он нагнетает образный ряд: большие руки отца за рулём, отец уходит из дома и наступает в дерьмо, дерьмо, кстати, покажут, и крупным планом, ещё не раз. Он шифрует антиреспубликанское послание, только оперирует не идеей толерантности, а чувством нативной уязвлённости. В небе появляется самолёт — значит, пора через границу, налаживать жизнь.

«Рома», 2018

Беременность не будет лёгкой. Главную героиню поят каким-то шаманским чудодейственным напитком — не миновать беды. Она рассматривает новорождённых в больничных беби-боксах — тут же случается лёгкое землетрясение. Символическое у Куарона кочует из фильма в фильм: рождение ребёнка в «Дитя человеческое» и последующее его омовение, Сандра Буллок, в форме зародыша выплюнутая на пляж космическим коллапсом, тоже проходит омовение водой. «Рома» спекулятивна, зрительский эмоциональный диапазон расшатывается, прислуга-Мексика рождает в финале мёртвого ребёнка — недееспособного и рождённого на смерть гражданина.

В беде популистской режиссуры и «игры» в кино важно не само кинематографическое качество фильма, влияющее на зрителя, сколько инфицирование пространства художественного кино как такового. Раньше эстеты фильмы снимали, а теперь они их делают. Стоило Куарону пустить своих героев смотреть фильм с Луи дю Фюнесом, как художественная противоестественность «Ромы» открылась с иной стороны; под разговоры о беременности самолёт фашистов в фильме даёт фрейдистские залпы. В центре экрана кино, по бокам «Рома», не смотря на весь свой макияж, субъект, готовый к диалогу только с золотыми гравированными статуэтками.

Читайте также
«Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Колясочный ковбой
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канонический байопик о травмах, зависимостях...
Со дна поурчали. «Мег: Монстр глубины» в прокате
На российские экраны вышел фантастический боевик Джона Тёртлтауба («Starперцы», «Сокровище нации») «Мег: Монстр глубины» об очередном монстре, живущем на дне...
«Между рядами». Мелодрама в супермаркете
В прокат выходит фильм Томаса Штубера «Между рядами» (In den Gangen) — мелодрама в супермаркете, номинированная на главный приз Берли...
«Миссия невыполнима: Последствия». Том Круз возвращается с любимой игрушкой
Зинаида Пронченко размышляет об изменениях в образе самого человечного из кинематографических супергероев современности.Шестая часть одной из&n...
Мамина драма: в прокате «Талли» Джейсона Райтмана с Шарлиз Терон
В прокат вышел новый фильм Джейсона Райтмана по сценарию Дьябло Коуди «Талли», который сначала под видом чёрной комедии, а потом психологическо...
Так поди же, попляши! В прокате «Человек-муравей и Оса»
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, названный словно басня Крылова. Специально...
Также рекомендуем
Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Е...
В Лос-Анджелесе состоялась 91-я церемония вручения премии «Оскар». Публикуем результаты и материалы...
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венец...
Рассказываем, почему это одна из лучших работ в карьере всех причастных к проекту.
Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Е...
В Лос-Анджелесе состоялась 91-я церемония вручения премии «Оскар». Публикуем результаты и материалы...
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венец...
Рассказываем, почему это одна из лучших работ в карьере всех причастных к проекту.

Последние новости

«Дикий робот» на пути к 300 миллионам
Выдержка у мультфильма в прокате феноменальная.
Сборы «Венома: Последний танец» улетели далеко за 300 миллионов
Фильм показал выдающуюся выдержку на всех рынках.
Хидео Кодзима встал на защиту второго «Джокера»
Фильм переосмыслят спустя годы, считает гений.
«Это всё Агата» закончилась на высокой рейтинговой ноте
Двухсерийных финал показал отличные цифры.
00:00