«Ритуал» с Аль Пачино: бледный оригинал на фоне неподражаемых копий

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

XYZ Films

В прокате «Ритуал» — всеми обруганный хоррор про экзорцизм, в котором Аль Пачино можно спутать с Леонидом Ярмольником. Но проблема, конечно, не в этом, а в том, что даже самая выдающаяся актёрская игра не в силах изгнать страшнейшего демона из этого фильма — скуку. Подробнее о проблемах хоррора и непривычном образе великого актёра — в рецензии Анастасии Сенченко.

1928 год, в монастыре Святого Иосифа штата Айова местный священник Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) переживает утрату любимого брата и втайне посматривает брошюрки школы искусств. Посреди этого кризиса веры к нему в кабинет вваливается старший по званию и сообщает пренеприятнейшее известие — к ним едет одержимая демонами Эмма Шмидт (Эбигейл Коуэн). Ещё до того, как Штайгер начнёт вяло протестовать, святой отец заверяет его, что, во-первых, ритуал доверили проводить не ему, а приглашённому монаху-капуцину Теофилу Райзингеру (Аль Пачино), во-вторых, сверху уже получено разрешение, в-третьих, все «медицинские и биологические способы» помочь несчастной уже испробованы и не имели успеха.

Так в их тихой обители появляются двое одержимых: рыжеволосая Эмма, которая поначалу шипит на освящённую пищу и пишет письма умершей матери, а потом, как полагается, карабкается под потолок и изрыгает проклятия на мёртвых языках, и Райзингер, всюду видящий происки дьявола и присутствие Господа. Приезжий экзорцист быстро принимает командование и определяет роли: Штайгеру предстоит вести протоколы сеансов, ещё двум монахиням — ассистировать, вскрикивать от ужаса и получать увечья. Каждый сеанс экзорцист, как мудрый тимлид, предваряет мотивационной речью, призванной укрепить веру команды в успех всего предприятия. Эмме меж тем с каждым сеансом всё хуже, так что вера в силу ритуала, способности Райзингера и Бога в Штайгере тает с каждым днём.

XYZ Films

К сожалению, так же стремительно угасает и интерес зрителя ко всему происходящему на экране. Режиссёр, любитель реальных историй (предыдущий его фильм «Убийство Кеннета Чемберлена» тоже снят по такой) Дэвид Миделл, кажется, так же свято верит в силу истории, как его экзорцист — в лечение молитвой. Он с гордостью заявляет на вступительных и финальных титрах, что в основе его действительный и самый задокументированный в ХХ веке случай экзорцизма, произошедший в 1928 году, который и вдохновил кинематографистов на создание целого поджанра. Миделл будто полагает, что опора на первоисточник даёт ему индульгенцию и право считать себя первым, самым оригинальным и самым документальным. Чтобы подчеркнуть последнее, он даже берётся использовать ручную камеру, в какой-то изрядно поднадоевшей телевизионной манере. Обо всех тревожных моментах зритель будет предупреждён заранее всё нарастающей тревожной музыкой, синяки, чёрные сгустки, хруст костей — проблема не в том, конечно, что всё это мы уже видели, а в том, что это показано ровно так, как мы это уже видели, без малейшей изобретательности.

Среди всех этих коронных пробежек в белой сорочке по стенам, тёмных фигур, распахнутых во тьму дверей и треснувших зеркал с зажившими своей жизнью отражениями выделяется действительно мощное преображение актрисы Эбигейл Коуэн. С началом сеансов по лицу её Эммы не без помощи техники, конечно, начинает идти какая-то жуткая искажающая, как в кривых зеркалах, рябь — приём, заставляющий поверить, что под одной телесной оболочкой может уживаться несколько полностью преобразующих её сущностей.

XYZ Films

Аль Пачино, впрочем, здесь без всяких технических примочек неузнаваем — таким мягким, непреклонным и лишённым фирменного дьявольского огонька мы его давно не видели. Подобная сдержанная манера игры для актёра страстного, склонного к экспрессивной жестикуляции, а в последние годы и к излишней интенсивности игры выглядит настоящим подвигом. Дэн Стивенс, разыгрывающий скептика, убедителен, тем более если учесть, что играть ему приходится сплошь штампы: то каяться симпатизирующей ему монахине в собственной растерянности и слабости, то вздыхать над фотографией почившего брата, то в смятении и тревоге врываться посреди ночи в покои старшего товарища.

В защиту «Ритуала» хочется отметить, что попытка сделать из обряда экзорцизма не хоррор, а реконструкцию, показать, какие демоны выходят на свет не только из одержимой, но из всех участников процесса, — идея интересная, интригующая и даже оригинальная. Но вот демонов всех предыдущих фильмов об экзорцизме, начиная с «Изгоняющего дьявола», Миделлу предварительно стоило бы изгнать из собственного сознания. Потому что в нынешнем виде «Ритуал» сам, как одержимый, говорит исключительно чужими, а главное — наскучившими словами и образами.