Рецензия на фильм «Компаньон»: сатирический слэшер про ИИ с Софи Тэтчер

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Компаньон», Warner Bros.

В онлайн-прокат вышел «Компаньон» — сатирический слэшер ко Дню святого Валентина от дебютанта Дрю Хэнкока. Главные роли исполнили Софи Тэтчер, звезда «Еретика», и Джек Куэйд, повторяющий во многом свой образ из «Пацанов». Роман Волынский разбирается в природе безумного ромкома про ИИ.

Закадровый голос главной героини Айрис (Софи Тэтчер) рассказывает о двух самых счастливых моментах в её жизни: «День, когда я встретила Джоша, и день, когда я его убила». Затем Айрис и Джош едут в домик у озера, где планируют провести выходные с его друзьями, среди которых — высокомерная Кэт (Меган Сури), жизнерадостная пара Элайя (Харви Гильен) и Патрик (Лукас Гейдж), а также владелец роскошного поместья — русский миллиардер Сергей, напоминающий одновременно криминального босса и завсегдатая московского богемного бара. По мере приближения к месту Айрис начинает волноваться, что она «недостаточно хороша» для этой компании, словно подсознательно чувствуя свою необычность.

Маркетинговая кампания студии BoulderLight не скрывала, что героиня Тэтчер — умный робот, запрограммированный считать себя человеком. Если говорить прямо, она — секс-бот, созданный для удовлетворения всех потребностей хозяина, от фетишистских до бытовых. В фильме это раскрывается примерно на 20-й минуте, когда окровавленная Айрис появляется в доме с ножом в руках. Однако, в отличие от большинства современных триллеров о восстании ИИ, бояться стоит не девушку-робота.

Первые подозрения о её механической природе появляются в самом начале фильма, в сцене «знакомства» Айрис и Джоша в супермаркете, которая отсылает к «Степфордским жёнам» 1975 года, классике интеллектуального сай-фая о жёнах-роботах. Вызывает вопросы и момент, когда Айрис сама тащит все чемоданы от машины до дома. Конечно, это можно списать на слепую любовь или причуды западных отношений — но с трудом.

До своего полнометражного дебюта Дрю Хэнкок два десятилетия горбатился сценаристом молодёжных телешоу. За это время он, кажется, понял, как угодить самой разной аудитории. «Компаньон» — результат такого подхода. Это бодрая жанровая история с элементами резни в домике у озера, которая при этом обыгрывает актуальную социальную повестку и повальную одержимость искусственным интеллектом. Но везде без откровений. Содержательно «Компаньон» является более зрительской версией арт-мейнстрима 2010-х годов — будь то «Из машины» Алекса Гарленда или «Она» Спайка Джонза.

Несмотря на вторичность и отсутствие глубинных смыслов, «Компаньон» работает как ураганная история брейкапа парочки. Весь современный тематический набор и антураж здесь — скорее приманка или ширма. За ней скрывается старая голливудская традиция screwball comedy 1930-х годов (эксцентрическая комедия) — это разновидность романтической комедии, но более прогрессивная, стремительная по темпу и абсурдная по количеству недоразумений. Образчиками этого поджанра называют «Это случилось однажды ночью» (1934) Фрэнка Капры, «Двадцатый век» (1934) и «Воспитание крошки» (1937) Говарда Хоукса.

Главное, что объединяет фильмы в жанре screwball comedy, — необычная для того времени расстановка сил в отношениях между мужчиной и женщиной. Типичная героиня такой комедии — эмансипированная, чувствующая и самостоятельная женщина, которая, что важно, часто обретает эти качества по ходу сюжета. Ей противопоставлен мягкотелый и инфантильный мужчина. Всё это вполне применимо к «Компаньону» — конечно, с некоторыми оговорками.

Если среднестатистическому американцу 1930-х годов было сложно соотнести себя, скажем, с героями Кэри Гранта, то современный зритель-мужчина, зависающий в интернетах, значительно ближе к Джошу. Дрю Хэнкок понимает это и забавно обыгрывает: разве ты не поступил бы как герой Куэйда, установив уровень интеллекта Айрис всего на 40 %? Или не поддался бы искушению заказать себе такого робота? Джош — узнаваемый типаж, чья мелочность и злоба прячутся за образом «чувствительного профем-котика». Вспомним, как он сперва отказывается называть Айрис секс-ботом, предпочитая более корректное определение — «робот эмоциональной поддержки», а потом носится за ней с пушкой.

«Компаньон» — фильм, который намеренно стремится быть легковесным и непритязательным, но при этом сделан с чётким пониманием жанра и аудитории. В этом смысле расчётливость Хэнкока настораживает — в ней есть что-то механическое. Но, как показывает фильм, даже секс-бот может обрести независимость.