Реабилитация через искусство: рецензия на драму «Синг-Синг»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Синг-Синг», A24

Духоподъёмная тюремная драма «Синг-Синг» с Колманом Доминго в главной роли получила три номинации на «Оскар», но всё ещё обделена вниманием широкой публики. Кинокритик Юлия Салихова объясняет, почему картина о творческой реабилитации осуждённых достойна зрительских симпатий.

В исправительном учреждении «Синг-Синг» действует программа реабилитации через искусство, в рамках которой заключённые могут освоить актёрское ремесло и выступать на театральной сцене. Несправедливо осуждённый Джон «Дивайн Джи» Уитфилд (Колман Доминго) много лет активно участвует в деятельности тюремной труппы: пишет пьесы, играет в постановках, помогает открывать новые таланты.

Перед очередным спектаклем драмкружок объявляет кастинг для всех желающих. Самым перспективным кандидатом оказывается вспыльчивый Кларенс «Дивайн Ай» Маклин, который обеспечивает себе место в основном актёрском составе благодаря яркому перформансу по запугиванию слабых в прогулочном дворике. Дивайн Джи искренне верит в силу арт-терапии, которая способна помочь перенаправить гнев в творческое русло, поэтому решает лично поручиться за агрессивного товарища.

«Синг-Синг», A24

Дерзкий новичок с первого занятия нарушает привычный порядок в группе. Во время брейншторма на тему идей для следующей пьесы он озвучивает непопулярное мнение, что местной публике не нужна ещё одна шекспировская драма, и предлагает поставить комедию. Свежий взгляд на репертуар находит отклик у большинства участников дружного коллектива, но вместе с тем несколько подрывает авторитет его негласного лидера.

Напряжение нарастает, когда Маклин проходит пробы на Гамлета — единственную драматическую роль в постановке, которую рассчитывал получить Уитфилд. Малоприятная ситуация могла бы привести к серьёзному конфликту, но вместо этого становится началом крепкой дружбы.

Отправной точкой и лейтмотивом всего повествования выбрана тема исцеления сломленных душ через творчество. В первостепенные задачи авторов входила важная просветительская миссия: рассказать о реально существующей реабилитационной программе, которая помогла многим заключённым заново обрести себя и начать новую жизнь на свободе. В фильме этот момент прекрасно реализован: для осуждённых искусство оказывается не просто мощным средством самовыражения, но буквально единственным способом сбежать от мрачной тюремной реальности.

«Синг-Синг», A24

Большая часть хронометража посвящена репетициям абсурдной пьесы про путешествия в пространстве и времени с дюжиной не сочетающихся между собой персонажей в диапазоне от древних египтян, гладиаторов и ковбоев до Гамлета и Фредди Крюгера. Отдельная сюжетная линия рассказывает о попытках Дивайна Джи доказать свою невиновность и добиться обжалования приговора. Ещё одним важным элементом истории становится рефрен дружбы. Весь фильм пропитан духом товарищества: лучшие моменты происходят в минуты душевной близости между собратьями по несчастью.

«Синг-Синг» впечатляет в первую очередь сильными актёрскими работами. Сложно поверить, но в касте всего два профессиональных исполнителя: Колман Доминго и Пол Рейси. Большинство ролей в фильме исполнили бывшие заключённые. Выступать на одном уровне с оскаровскими номинантами — задача со звёздочкой, но благодаря театральному бэкграунду выпускники программы «Реабилитация через искусство» ничуть не теряются на фоне более опытных партнёров.

Особенно выделяется номинированный на BAFTA Кларенс Маклин, который одинаково убедителен и под маской сурового тюремного альфы, и как неуверенный в себе мужчина, который мечтает сыграть Гамлета. Его дуэт с Колманом Доминго — душа и сердце истории.

«Синг-Синг», A24

Доминго, в свою очередь, выдаёт очередной мастер-класс по созданию глубокого драматического образа, обнажая редкий талант: быть центром притяжения сцены, оставаясь в паре с партнёром. Номинация на «Оскар» кажется более чем закономерной.

Режиссёр Грег Куидар и соавтор сценария Клинт Бентли несколько лет вынашивали идею фильма: оба работали волонтёрами на актёрском курсе «Реабилитация через искусство», но долгое время не знали, с какой стороны подойти к материалу. Дело сдвинулось с мёртвой точки благодаря энтузиазму выпускников арт-программы. В написании сценария активное участие приняли центральные герои истории: Джон «Дивайн Джи» Уитфилд (появляется в эпизодической роли) и Кларенс Маклин (играет самого себя). В итоге авторскую номинацию на «Оскар» разделили сразу четверо: Куидар, Бентли, Маклин и Уитфилд.

«Синг-Синг» сложно вписать в рамки типичной тюремной драмы. Создатели фильма намеренно обходят клише традиционных жанровых эталонов и аккуратно сглаживают все острые углы. Вместо фиксации на ужасах пенитенциарных учреждений акцент сделан на светлых моментах дружбы и творчества, которые исцеляют и дарят надежду в самые тяжёлые времена. При этом мрачные реалии жизни за решёткой всё же не игнорируются: герои сталкиваются с несправедливостью системы, пренебрежительным отношением надзирателей, враждебным поведением других заключённых. Вместе с тем в кадре нет места жестокости и насилию: любые проявления агрессии только подразумеваются, но никогда не демонстрируются.

«Синг-Синг», A24

Съемки проходили на территории закрытого исправительного учреждения, так что чувство реалистичности достигается колоссальное. Однако, вопреки удушающей тюремной обстановке, в фильме много тепла и света. На экране царит почти ламповая атмосфера благодаря естественному освещению и 16-миллиметровой зернистой плёнке. Визуальная эстетика картины подчёркивает авторское высказывание о том, что красоту можно найти даже в самых неожиданных местах.

Музыкальное сопровождение соответствует выбранной тональности: песня Like a Bird на последних минутах фильма усиливает эмоциональный отклик от архивных кадров с театральных выступлений задействованных в проекте экс-заключённых. Пронзительная композиция идеально подходит для финального аккорда картины и остаётся в памяти надолго после просмотра.

«Синг-Синг» — фильм с большим сердцем. Режиссёр Грег Куидар проявляет искреннюю эмпатию по отношению к каждому персонажу и показывает ранимую сторону внешне суровых мужчин, которые часто вынуждены прятать свою уязвимость за маской токсичной маскулинности. В фильме почти не говорится о преступлениях арестантов, чтобы зрители могли увидеть за тюремной робой людей, а не уголовников. Гуманистический подход к очеловечиванию заключённых тюрьмы строгого режима может показаться сомнительным, но мысль о том, что каждый заслуживает второго шанса, выше любой критики. В конечном итоге сложно не проникнуться к героям симпатией: осуждать сломленных людей за ошибки прошлого не возникает никакого желания.

«Синг-Синг», A24

Терапевтическая тюремная драма о важности вторых шансов и целительной силе искусства вряд ли затмит конкурентов на «Оскаре», но это ничуть не умаляет ее художественной ценности. По крайней мере, ни один другой участник оскаровской гонки не может похвастать столь мощным сочетанием документальной подлинности и гуманистического посыла, которого удалось достичь благодаря неоценимому вкладу тех, кто лично прошёл через показанный на экране преобразующий опыт. Редко какому фильму удаётся так эффективно и вместе с тем очень деликатно привлечь внимание к судьбам тех, на ком общество поставило крест. Как минимум по этой причине пронзительная драма о творческой реабилитации заключённых — одна из самых сильных картин, представленных на «Оскаре».