Путешествие Данте по загробной Америке: какой получилась новая адаптация Devil May Cry

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Devil May Cry, кадр: Netflix

На Netflix вышла анимационная адаптация культовой серии игр Devil May Cry. За создание отвечал Ади Шанкар, известный широкой публике по экранизации «Кастлвании», и южнокорейская студия Mir, зарекомендовавшая себя работой над продолжением сериала «Аватар: Легенда об Аанге». О том, насколько удачной вышла попытка перенести японский первоисточник на американскую стриминговую платформу, нюансах анимации и избыточности поднятых тем размышляет Валерия Куприна.

Американскую общественность потрясает новость о человекоподобном Кролике, выкравшем из Ватикана одну из реликвий — древний меч, принадлежавший мифическому герою Спарде. Благодаря нему миры демонов и людей были разделены, трагическое прошлое забыто, но его отголоски по-прежнему звучат в легендах и преданиях, определении ада и рая. Не зря в США действует подразделение по борьбе со сверхъестественными сущностями Dark Realm Command (или DARKCOM, как говорит их PR-отдел). Руководит им, конечно, донельзя религиозный вице-президент, его сотрудники с головы до пят обвешаны смертоубийственными передовыми технологиями, а учёный прямиком из Индии щёлкает загадки Кролика как орехи.

Именно он первым выдвигает теорию о том, что Белый Кролик стремится снова объединить миры, тем самым обрекая человечество на вымирание. Для этого необходимы три артефакта: меч Спарды, его амулет и кровь потомка. С последними двумя дела обстоят сложнее, чем разборки с гвардейцами Ватикана: амулет болтается на шее сына Спарды, Данте, охотника на потусторонних монстров, который ещё не подозревает, что в нём тоже течёт демоническая кровь.

Возможно, именно Netflix первым уловил новые веяния, дестигматизирующие аниме и выводящие его на международную арену.

Devil May Cry, кадр: Netflix

Встреча государственного аппарата с вольным наёмником не сулит благоприятного сотрудничества, и вот уже экран заливают реки крови — человеческой и паранормальной, — а героям по обе стороны баррикад предстоит пройти длинный путь, состоящий из предательства, принятия и затяжной рефлексии, приправленных юмором, американскими рок-хитами нулевых и летящими во все стороны оторванными конечностями.

Стриминговые сервисы сегодня переживают лихорадку экранизаций видеоигр: Paramount+ выпускает долгожданный Halo, Fallout от Amazon Prime держит рейтинг свежести свыше 90 % у привередливой публики на Rotten Tomatoes, а второй сезон покорившей зрителей адаптации «Одни из нас» от HBO уже на подходе. Netflix не отстаёт от коллег по количеству адаптированных сценариев, но во многом выделяется на их фоне за счёт ставки на анимационный формат.

Возможно, именно Netflix первым из зарубежных компаний уловил новые веяния, дестигматизирующие аниме и выводящие его на международную арену. Смотреть японскую анимацию больше не зазорно, под неё выделяют отдельные временные слоты в кинотеатрах (неважно — полнометражный это фильм или сериал), магазины ломятся от количества атрибутики, а манга и все её производные постепенно захватывают рынок книжной индустрии. На заре этого феномена Netflix начал выпускать шоу, стилизованные под аниме (за редкими исключениями вроде «Киберпанка: Бегущие по краю», которые действительно выполнены в канонах жанра при сотрудничестве с японскими студиями). Так свет увидели «Кастлвания», «Догма дракона», «Аркейн», «Ведьмак. Кошмар волка» и «DOTA: Кровь дракона». Заворачивая шоу в обёртку из-под аниме и во многом спекулируя на успехе первоисточника (в частности — как раз видеоигр), Netflix удаётся удерживать высокие рейтинги и охватывать наибольшую аудиторию из возможных.

Devil May Cry, кадр: Netflix
Devil May Cry, кадр: Netflix

Devil May Cry, кадр: Netflix
Devil May Cry, кадр: Netflix

Devil May Cry — продукт того же подхода. Ещё задолго до релиза СМИ пестрили информацией о новом захватывающем аниме от стриминга, не вдаваясь в подробности производства. Однако уже по первым кадрам трейлера становилось понятно, что зрителей ждёт далеко не образец жанра — за анимацию отвечала южнокорейская студия Mir, режиссёрами эпизодов выступили Хан Сын-у и Пак Со-ён, уже работавшие с Netflix над сериальной адаптацией игры Dota 2. Шоураннером и продюсером стал Ади Шанкар, известный по таким шоу, как «Капитан Лазерхоук» и «Кастлвания». Поэтому при всех вводных Devil May Cry в лучшем случае можно назвать аени (корейская анимация. — Прим. ред.), выполненным под влиянием американской эстетики, и никак не аниме.

Отсюда — неоправданные ожидания в отношении визуальной составляющей всего сериала. Devil May Cry грешит совмещением традиционного метода рисунка от руки с 3D-анимацией, намеренным упрощением, отсутствием проработанных теней и отражений, нереалистичной физикой и слишком «плоским» изображением. При этом ключевые персонажи в нём отрисованы на отлично: Данте может потягаться за самый синий оттенок глаз с Годжо Сатору, а Белый Кролик — посоревноваться за звание самого устрашающего представителя семейства зайцевых с Фрэнком из «Донни Дарко». Второстепенным героям повезло меньше — их детализация в лучшем случае просто отсутствует, в худшем — заменяется компьютерной графикой, по качеству сравнимой с вышедшим в 2016 году продолжением «Берсерка».

Глотком свежего воздуха в череде однотипных эпизодов становится шестая серия. Отрисованная в сотрудничестве с французской студией La Cachette («Первобытный», «Любовь. Смерть. Роботы»), она радикально отличается по стилю и подаче: закруглённые линии и штрихованная анимация, чередование пастельных кадров с изображением в сепии, почти полное отсутствие диалогов. Именно здесь сериал начинает делать то, что должен был делать с самого начала, — показывать, а не рассказывать.

В чём сериал преуспел, так это в количестве отсылок. Шанкар заявлял, что его главным вдохновением послужили нолановская трилогия о Бэтмене и комиксы про Железного человека

Мотоцикл — одно из любимых оружий Данте, кадр: Netflix

Ади Шанкар во многих интервью признавался, что является фанатом одноимённой серии игр. Действительно, по ходу сюжета заметно, с какой скрупулёзностью был написан сценарий: оригинальная игра насчитывает пять частей, выпущенных не в хронологической последовательности, поэтому перед шоураннером стояла задача не только объединить разные сюжетные ветки, но ещё и составить комплексную предысторию Данте для неподготовленного зрителя. Другое дело, что из-за обилия материала у Шанкара это выходит из рук вон плохо.

Восьми серий недостаточно, чтобы раскрыть весь лор и огромное количество персонажей, задействованных в сериале. Шанкар использует для этого стандартный троп с демонстрацией трагичной истории из прошлого своих героев, но экранного времени попросту не хватает, чтобы зритель к ним привязался. В итоге единственным проработанным персонажем оказывается антагонист — его биография, едва ли не списанная с Эрена Йегера из «Атаки титанов», по-настоящему цепляет. В остальном герои Devil May Cry представляют собой клишированные типажи без какого-либо развития. Даже Данте, харизматичный раздолбай, килограммами поедающий клубничное мороженое, здесь остаётся персонажем-функцией — в его главные задачи входит эффектно (насколько это возможно при таком уровне анимации) подраться и смешно (насколько это возможно при таком уровне сценария) пошутить в конце.

Зато в чём сериал преуспел, так это в количестве отсылок. В тех же интервью Шанкар заявлял, что его главным вдохновением для Devil May Cry послужили нолановская трилогия о Бэтмене и комиксы про Железного человека. Аллюзии и прямые цитаты оттуда легко считываются по ходу хронометража. Но к ним запросто можно добавить ещё с десяток: «Обитель зла», «Призрак в доспехах», «Ковбой Бибоп», «Доктор Стрэндж», «Мстители», даже «Пила» и почти что «Акира». Devil May Cry буквально пестрит количеством заимствований, некоторые кадры точь-в-точь повторяют сцены из других произведений, но ни один — сцены из игры или хотя бы прошлой адаптации 2007 года.

Мотоцикл — одно из любимых оружий Данте, кадр: Netflix

Игра во многом привлекала своей атмосферой — клаустрофобным чувством ужаса, невероятно стильной рисовкой, оригинальной хореографией боевых сцен, комплексными персонажами и отлично прописанными диалогами. В общем, всем тем, чего экранизация от Netflix лишена. Основное действие в ней тоже происходило в Америке, но ничто никогда не выдавало её так чётко, как это делает сериал, привязывая сюжет к определённому месту и времени. Если в игре США пунктирными линиями обозначались за счёт высоток, неоновых вывесок, мрачных баров и тёмных закоулков, то в адаптации простого сеттинга из декораций шоураннерам оказывается недостаточно, они решают действовать в лоб.

Современная политическая ситуация вплетается в ход повествования — на экране появляются очевидные карикатуры на Дональда Трампа и Илона Маска, затрагивается тема беженцев и захватнических войн, а потом всё это разбавляется рок-хитами из нулевых вроде песен Papa Roach и венчается American Idiot от Green Day. Это могло бы сработать, не пройдись создатели шоу исключительно по клише и самым верхам. В итоге на сто неспешных гэгов, высмеивающих современные реалии, никак не касающиеся сюжета, приходится один действительно интересный. Только и он не работает на развитие истории, очевидно проседающей на фоне первоисточника.

Главный антагонист ещё в первом эпизоде выносит сериалу вердикт, говоря: «Американцы — самые надёжные представители человечества. Всё, что выходит за рамки их понимания, они обстреливают, бомбят или сжигают без колебаний». Так происходит и с культовой серией игр. В чём экранизация действительно соответствует оригиналу — от неё и правда мог бы расплакаться сам дьявол.