23 марта в российский прокат выходит «Путешественница во времени» (Le tourbillon de la vie) — французская мелодрама, замаскированная под сай-фай о мультивселенных. Об основных идеях и концепции фильма рассказывает Юлия Салихова.
Концептуально «Путешественница во времени» исследует тему параллельных реальностей вроде тех, что были показаны в авторской ленте «Господин Никто» и оскароносном хите «Всё везде и сразу». История разворачивается вокруг молодой девушки по имени Джулия, которая готовится стать великой пианисткой. Однако от заветной карьеры её отдаляют как сознательные решения, так и череда случайностей. Будь то поездка с друзьями в Берлин или знакомство с красавчиком в книжном — все эти события так или иначе повлияют на будущее героини.
Жизнь никогда не будет идеальна — такая поверхностная философия едва ли станет для кого-то открытием, тем не менее именно вокруг этой мысли формируется история Джулии. Независимо от обстоятельств, она всякий раз получает не то, о чём мечтала. На протяжении всего фильма героиня рефлексирует на тему прожитых лет и размышляет о том, какой могла бы быть жизнь при других раскладах. При этом большинство сюжетных линий к финалу просто повисают в воздухе. Среди четырёх возможных версий завершение получила только одна — настоящая. Загадка в том, как авторы ленты поняли, на каком именно моменте остальных реальностей надо остановиться, потому что логики в обрубании одних хеппи-эндов и продолжении других всё-таки не хватает.
На уровне идеи французская картина значительно проигрывает в сравнении с аналогичными фильмами, как минимум потому, что не предлагает ничего существенно нового. Дебютирующий в полном метре в качестве режиссёра Оливье Тренэр почти пошагово следует философии Жако Ван Дормаля и транслирует схожую мысль: правильного пути не существует, неправильного, кстати, тоже. Но если история Немо пыталась вызвать дискуссию хотя бы теорией о божественном вмешательстве и дополняла множественные реальности сай-фай-примочками, то хроники Джулии сосредоточены по большей степени на мелодраматических линиях и не допускают внедрения каких-либо интересных жанровых фишек. С концепцией мультивселенных сходств и того меньше. Там, где Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт выжали максимум из идеи гипотетических множеств параллельных реальностей, Оливье Тренэр ограничивается буквально четырьмя версиями в стиле «что-то где-то и когда-то». Формально всевозможные варианты развития событий в «Путешественнице во времени» оказываются не более чем сюжетным движком для развития нескольких романтических линий между главной героиней и её меняющимися мужчинами.
Если отбросить формулу так называемых путешествий во времени, фильм более-менее работает в формате классической мелодрамы. Каждая судьба Джулии определённо вызывает эмоциональный отклик благодаря не столько даже сценарию, сколько достойному актёрскому перформансу актрисы Лу де Лааж. Операторская работа тоже на уровне, а вот к монтажу остались вопросы. Параллельные склейки разных сюжеток могли бы сделать ленту более динамичной и куда менее затянутой. Проекту, в котором так много внимания уделено музыке, попросту не хватило ритма — есть в этом какая-то злая ирония.
Продолжая мысль о недостатках картины, хочется отметить не самые удачные трюки с временными титрами. Держать в голове все эти «пять лет спустя» с каждым новым заходом становится всё сложнее с учётом того, что параллельные сюжеты не всегда следуют друг за другом в том же хронологическом порядке. Например, пока одна версия Джулии уже продвинулась вперёд в своём временном путешествии, другая ещё топчется на позапрошлой отметке. При этом визуально их могут «столкнуть» чуть ли не в одной сцене, после чего пустить издевательский титр «столько-то лет спустя», оставив зрителя в недоумении, с какой именно сюжетки производить отсчёты. По этой причине разбросанные по фильму «что, если» приходится старательно фиксировать с помощью математических расчётов. В итоге вместо того, чтобы с интересом следить за историей, уставший мозг пытается найти соответствие между тридцатилетием после падения Берлинской стены и возрастом старшей дочери героини — определённо не то, о чём хотелось бы думать во время просмотра.
Ещё одно слабое звено картины — избитые жанровые клише вроде знакомства благодаря случайно упавшим книгам, после чего для пущего эффекта уже окрылённых чувствами героев вымачивают проливным дождём. Настолько пошлые и раздражающие киношные штампы сильно портят впечатления от просмотра и мешают всерьёз оценивать старания всех причастных к созданию фильма.
«Путешественница во времени» может понравиться разве что неприхотливым фанатам романтических мелодрам и тем, кого цепляют истории о непростом женском счастье. Как проходное кино на один раз подходит, но желание пересматривать вызовет едва ли.