Берлинский фестиваль впервые в истории открылся мультфильмом, но тем самым (внезапно) только подтвердил статус самого политизированного киносмотра Европы. Новая работа режиссёра «Отеля „Гранд Будапешт“» и «Королевства полной луны» — это настоящее политическое высказывание, хоть и в неожиданной форме. Автор Кино ТВ Максим Заговора, правда, не уверен, что высказывание это сформулировано до конца.
Если человек любит Уэса Андерсона, то, скорее всего, он любит и собак, и мультики, и Японию. Скорее всего, сам Уэс Андерсон всё это тоже любит, причём именно в такой последовательности, а, значит, ингредиентам суждено было стать блюдом. Что ж, кушать, простите, подано. Даже странно, что «Остров собак» появился только сейчас.
Итак, завязка: славным японским городом Мегасаки руководит жестокий и злой мэр, внешне очень напоминающий Сталина. Зовут его Кобаяши (очень хочется сократить до Кобы), больше всего на свете он ненавидит собак и, воспользовавшись поводом (новая зараза, которую разносят четвероногие), решает выслать их всех на необитаемый остров-свалку. Первая жертва — голубоглазый питомец племянника диктатора, сироты Атари. Мальчик, конечно, этого так не оставит: отправится на остров, возглавит банду дворняг, заручится поддержкой зоозащитников и совершит государственный переворот. Мы здесь власть, всё будет хорошо, собаки лучше людей — спасибо за новости, можно подумать — кто-то думал иначе. Но постойте. Краткий пересказ никогда не равен роману. Не всё так просто с этой мультяшкой. «Остров собак» здорово портит настроение, только вот, сразу не поймёшь, чем. Может быть, правда, Андерсону стоило придумать эту историю чуть раньше? Потому что сейчас, за всей её позитивной моралью, за всей добродушной симметрией кадра невозможно не увидеть мужчину под пятьдесят, пытающегося продлить молодость, играя в ребенка.
Да, он всё ещё наивно шутит в кино и поёт на пресс-конференциях. Его любимые артисты до сих пор Билл Мюррей и Тильда Суинтон. Он, скорее всего, верит и в любовь, и в чудеса, но уже не настаивает, что это одно и то же.
Нет, его фильмы по-прежнему полны красок, просто цвета стали менее контрастными. В каждой сцене, в каждом герое «Острова собак» — какая-то вялотекущая проблема вагонетки. Кто вообще такой этот мэр Кобаяши? О чём он, ровесник Андерсона, думает? Он так ненавидит собак или слишком сильно любит кошек? (Скорее, кстати, второе.) Чего добивается этот несчастный тиран, отдавая свои преступные приказы? И кто раньше поймёт, чем всё для него закончится — умный зритель или нарисованный персонаж? Я, если честно, ставлю на Кобу.
А Атари? Тоже мне, положительный герой. Что ты за мальчик вообще, с вечно мокрыми глазами, скрипящий зубами, получивший власть в 12 лет? Кажется, мы пару лет назад уже смотрели фильм о тебе. «Детство лидера» называется.
Ну и, наконец, сам Андерсон. Вы-то кто, мистер всеобщий любимец? Режиссёр, назвавший нарисованного пса (Шефа) именем собственного питомца из детства? (Психоаналитики, в очередь за билетами!) Вам не кажется, что счастливый финал «Острова» — это счастье стерильных миров из антиутопий? Вы точно сказали всё, что хотели? Вы ничего там не шепчете, пока собаки лают голосами дюжины самых обаятельных артистов Голливуда? Вам до сих комфортно среди этих идеально ровных линий, которыми вы делите кадр? Знаете ведь, что в этом мире ещё более геометрически совершенно, чем ваши фильмы? Решётка.