Прощай, Хоукинс! Чем радует и раздражает финальный сезон «Очень странных дел»

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

Братья Даффер и звёзды «Очень странных дел» на съёмках прощального пятого сезона, фото: Netflix

1 января на Netflix вышла заключительная серия пятого сезона «Очень странных дел» — долгожданный финал сериала с десятилетней историей и миллионами фанатов по всему миру. Горько-сладкая концовка шоу традиционно разделила зрителей на два противоборствующих лагеря. Одни с лёгким сердцем отпустили любимых героев во взрослую жизнь. Другие рвали на голове волосы из-за сюжетных несостыковок.

Кинообозреватель Оля Смолина со спойлерами разбирается, чем радует и разочаровывает завершающая глава приключений подростков из сверхъестественного Хоукинса.

Самый безопасный сезон в истории сериала

Каждый новый эпизод последнего сезона «Очень странных дел» вынуждал зрителей терять нервные клетки и безуспешно гадать, кто из любимых персонажей умрёт следующим. Самые высокие ставки были на Уилла Байерса (Ноа Шнапп) и Одиннадцать (Милли Бобби Браун), которым предвещали героическую смерть и самопожертвование. Многие ставили свечки за Стива Харрингтона (Джо Кири), у которого к концу сериала не осталось ни девушки, ни смысла жизни. Шоураннеры «Очень странных дел» — братья Мэтт и Росс Дафферы — активно подливали масла в огонь фанатской тревоги, обещая «самую жестокую кончину» и «самый кровопролитный сезон» в истории шоу. Стоит ли говорить, что ни одна из обещанных трагедий так и не добралась до экрана? Помимо военной массовки и демогоргонов, в пятом сезоне абсолютно точно погибли лишь три персонажа — Векна (Джейми Кэмпбелл Бауэр), Кали (Линнеа Бертелсен) и загадочный мужчина с чемоданчиком из воспоминаний маленького Генри Крила. Судьбы доктора Кей (Линда Хэмилтон), Вики (Эмибет Макналти) и беременных женщин с военной базы остались неизвестными. Будущее Одиннадцать зависит от оптимизма и фантазии самих зрителей.

«Очень странные дела», пятый сезон, кадр: Netlifx

Читайте также: Мнения критиков о финале «Очень странных дел»

С учётом огромного количества слухов и нагнетаний вокруг финала «Очень странных дел» решение создателей оставить всех любимчиков живыми кажется милосердным и в то же время ужасно беззубым. В прошлых, куда менее «взрослых» сезонах Дафферы без лишних сомнений расправились с Барб (Шеннон Пёрсер), Бобом (Шон Эстин), Алексеем (Алек Утгофф), Эдди (Джозеф Куинн), в конце концов, но когда дело дошло до главной банды Хоукинса, у них почему-то дрогнула рука. Возможно, шоураннеры испугались праведного гнева фанатов, однако более вероятным кажется, что Дафферы никогда и не планировали убивать главных героев. Слухи о самой жестокой смерти оказались сильно преувеличены и в какой-то мере обернулись грамотным пиар-ходом, принёсшим Netflix рекордные 137 миллионов просмотров. Симптоматично, что пятый сезон «Очень странных дел» заканчивается ровно так же, как и первый: Оди закрывает врата в Изнанку и инсценирует собственную гибель.

Это не просто сюжетная параллель, а очевидное доказательство того, что сериал никогда не должен был выйти за рамки первого сезона.

Финал, который ждал своего часа десять лет

Заключительный эпизод «Очень странных дел» доказывает, что некоторым словам братьев Даффер всё ещё можно верить, пусть и пропустив через несколько фильтров. Шоураннеры говорили, что знали концовку сериала задолго до его завершения, если быть точнее — после выхода всё того же первого сезона. Несмотря на то что большая часть новых эпизодов совсем не выглядела эпохально (одни страдали от переизбытка экшена, другие — от его отсутствия, третьи тратили слишком много времени на разговоры), именно финал «Очень странных дел» умудрился дать всем героям заветные «пять минут славы» — в случае с Макс (Сэди Синк) буквально пять секунд, — в той или иной мере оправдав сюжетный потенциал каждого. Одиннадцать, Кали, Хоппер (Дэвид Харбор), Майк (Финн Вулфхард), Дастин (Гейтен Матараццо), Лукас (Калеб Маклафлин), Нэнси (Наталия Дайер), Джонатан (Чарли Хитон), Стив, Уилл и Джойс (Вайнона Райдер) сработали как единая команда, где каждый знал свою сильную сторону и использовал её для общего блага.

«Очень странные дела», пятый сезон, кадр: Netlifx

Читайте также: Рецензия на первую половину финального сезона «Очень странных дел»

Подобная синхронность, в которой ни одна экранная секунда не кажется потерянной, — пример давно написанного, законсервированного временем материала, ожидавшего своего часа долгие девять с половиной лет. Эпилог «Очень странных дел», который длится более сорока минут, даёт зрителям возможность не только попрощаться с персонажами, но и проследить их путь во взрослой жизни. Братья Даффер отказываются от эффектных плот-твистов в пользу качественного заряда ностальгии, а сам сериал в очередной раз напоминает, за что зрители его когда-то выбрали, — зубодробительный экшен и графическое насилие точно не были в списке.

В конечном счёте «Очень странные дела» — это в первую очередь история взросления, в которой маленькие люди борются с демогоргонами потустороннего Хоукинса и вымышленными демонами в собственной голове. Последние, как это часто бывает, и порождают зло масштаба Изнанки.

Сюжетные дыры космических масштабов

Несмотря на всю душевность финала «Очень странных дел», главными вопросами после просмотра остаются логические неувязки и сюжетные дыры, масштаб которых, в лучших традициях сериала, можно измерять величинами космоса. Проблемы начались ещё в седьмом эпизоде, когда Макс, впавшая в кому задолго до возвращения Хоппера, совсем не удивляется, увидев его живым после концовки третьего сезона. Одним из самых странных решений Дафферов было оставить зрителей без полноценной предыстории Генри Крила, сцены со школьным мюзиклом «Оклахома!» и вовсе кажутся лишними, потому что буквально никак не вписываются в повествование. Возможно, будущий спин-офф про героя Джейми Кэмпбелла Бауэра, который уже сейчас разрабатывается в недрах творческой лаборатории креаторов «Очень странных дел», немного сгладит неловкую ситуацию.

«Очень странные дела», пятый сезон, кадр: Netlifx

Читайте также: Как связаны «Очень странные дела» и «Гарри Поттер»

Отдельного внимания заслуживает битва с Истязателем разума. Внезапно принявший форму гигантского паука злодей оказался не таким уж неуязвимым противником, особенно без верных псов-демогоргонов рядом. Куда же они подевались? Вопрос риторический. Одна из теорий гласит: чтобы принять материальный облик, Истязателю разума, который в первоначальном состоянии представляет собой нечто газообразное и тёмное, пришлось впитать в себя силу всех монстров Изнанки. Верим? Скорее нет.

Ещё один вопрос касается армии военных во главе с доктором Кей, именно они задерживают главных героев после победы над Векной и Истязателем разума. Что происходит, когда Одиннадцать закрывает ворота в Изнанку навсегда? Неужели военные просто всех отпускают? Нужны ли правительству живые свидетели незаконных экспериментов над людьми? Как ребятам удалось избежать обвинений в государственной измене? Как Нэнси не настигла тюрьма после убийства военных? Ни на один из этих вопросов Дафферы чёткого ответа не дают. После периода отрицания, гнева, торга и депрессии приходит принятие того, что шоураннеры просто не захотели возиться со сложной аркой, в которой и без того было слишком много «висяков». Можно ли простить гранд-финалу «Очень странных дел» такой ленивый сценарий? Скорее нет.

«Очень странные дела», пятый сезон, кадр: Netlifx

Немало зрительских претензий легло на хрупкие плечи Макс. Девушка не только каким-то чудом закончила школу одновременно с друзьями, но и вернула себе зрение, утраченное после встречи с Векной в четвёртом сезоне. Очень небрежно Дафферы обошлись и с линией Уилла и Майка, у которых элементарно не нашлось экранного времени, чтобы поговорить друг с другом. Общую неоднородность в вопросах взаимоотношений героев спасают трогательные сцены с участием Дастина и Стива, Нэнси и Джонатана в пусть и не финальном, но важном эпизоде «Шок Джок». Едва ли кто-то из фанатов смог бы простить шоураннерам отсутствие динамики главного экранного дуэта.

Не всем фанатским теориям суждено сбыться

Самым захватывающим переживанием в финале «Очень странных дел» оказался информационный шум, созданный самими зрителями в паузах между выходами первого и второго томов. В последний раз такой невероятной всеобщей интернет-одержимости удостаивался финал «Игры престолов», который тоже много кого разочаровал. Дни пугающей неизвестности в ожидании новых эпизодов рождают самые сумасшедшие фанатские теории. Далеко не каждой, впрочем, было суждено сбыться.

«Очень странные дела», пятый сезон, кадр: Netlifx

Одной из самых распространённых теорий финала «Очень странных дел» было путешествие во времени. Сами Дафферы публично подтверждали, что время сыграет важную роль в повествовании, да и Генри Крил имел странную склонность к циферблатам. Появление мистера Кларка, любимого учителя Эрики, его лекция о мосте Эйнштейна — Розена и кротовых норах, даже автомобиль Стива, дрейфующий в открытом космосе, буквально кричали, что героев ждёт трюк в стиле «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Увы, ничего так и не произошло.

Некоторые также считали, что Векна не просто так наградил Уилла суперспособностями: мальчик, вероятно, стал его шпионом, пусть и сам об этом не подозревает. Логичная с виду интерпретация событий сериала сработала лишь отчасти. В первом сезоне Уилл и правда был шпионом Векны, во сне он усилием сознания рыл тоннели в недрах Хоукинса, которые позволяли демогоргонам пробираться в мир людей. Однако в финале «Очень странных дел» сакраментальная связь Уилла и Векны сработала скорее против последнего. И против фанатов, ожидавших более драматической развязки.

«Очень странные дела», пятый сезон, кадр: Netlifx

Самая любимая теория с Reddit выстроилась вокруг третьего Измерения Икс, где могла обитать дракогидра — культовый персонаж настольной игры «Подземелья и драконы», с которым герои в конечном счёте и будут сражаться. Одни — в физическом плане, другие — в ментальном. Если убрать некоторые сюжетные несостыковки, именно это предсказание зрителей сработало лучше других: Уилл, Оди, Кали и Макс пытались достать Векну с помощью его воспоминаний, а заодно спасти детей. Майк, Лукас, Дастин, Стив, Нэнси и Джонатан боролись с Истязателем разума на поверхности. Вместо третьего Измерения Икс в сериале появилось некое поднебесье, а про дракогидру Дафферы и вовсе умудрились забыть. Что само по себе к лучшему, поскольку справиться с ней сложнее, чем с гигантским пауком.

Напоследок хочется вспомнить особенно популярную теорию. Она точно придётся по вкусу тем, кто с финалом «Очень странных дел» так и не смог смириться. Фанаты считают, что сцены эпилога на самом деле происходят во сне Майка: Векна заразил всех героев токсичной энергией Истязателя разума, и теперь они его вечные рабы. Этим можно объяснить львиную долю претензий к финалу сериала, а заодно подарить самому себе надежду на возможный сиквел.