![](/upload/setka-editor/0b0/v4mmjnexzul5vew635vnjp6i9qjcybdh.jpg)
14 февраля в прокат выходит один из самых громких и ожидаемых фильмов года — музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с оскаровским номинантом Юрой Борисовым в главной роли. Дебютант Феликс Умаров останавливается на нескольких ключевых моментах из биографии «солнца русской поэзии», связывая сцены из разных периодов его жизни танцевальными и музыкальными номерами. Максим Ершов объясняет, почему от фильма не стоит ждать глубокого анализа творчества поэта, но через фигуру Пушкина картина может напомнить о ключевых событиях истории нашей страны первой половины XIX века.
1814 год, Императорский Царскосельский лицей. Подросток Саша Пушкин (Кай Гетц) отстаёт от сверстников по всем предметам, но демонстрирует удивительный поэтический талант, который отмечает даже преподаватель литературы. Лицеист встречается с прославленным пожилым автором Гавриилом Романовичем Державиным (Дмитрий Поднозов) и читает дерзкие стихи о свободе и педагогическом диктате.
В 1817-м, по окончании учебного заведения, Пушкин (Юра Борисов) перебирается в Петербург и устраивается на чиновничью службу. По карьерной лестнице молодой человек продвигается неспешно, зато слава о поэтическом таланте быстро разносится по столице. Александр выступает со стихами на пышных балах и в престижных салонах, в том числе у княгини Голицыной (Светлана Ходченкова). К слишком вольным произведениям Пушкина уже присматриваются цензоры во главе с демоническим Бенкендорфом (Сергей Гилёв). Никакая протекция не помогает молодому литератору — из одной ссылки его отправляют в другую. Тем временем умирает Александр I, Константин Павлович отрекается от власти, многие друзья Пушкина едут в Сибирь после восстания декабристов. С императором Николаем I Александр Сергеевич более или менее находит общий язык, встречает Наталью Гончарову (Алёна Долголенко), влюбляется, ревнует жену к французу Дантесу (Флориан Десбьендра) и погибает на дуэли.
![](/upload/setka-editor/e89/ff6tmp0yvl0b3gxl90az2nms248wpoa6.jpg)
Съёмки фильма «Пророк. История Александра Пушкина» начались ещё в августе 2023-го, так что это давно ожидаемый и любопытный по вводным данным проект. Режиссуру доверили дебютанту в полном метре Феликсу Умарову, прежде снявшему сериал «Домашнее поле». А следили за молодым постановщиком опытные продюсеры — Пётр Ануров, Леонид Верещагин, Никита Михалков и Григорий Стоялов, прежде создававшие «Серебряные коньки». Из зимней романтической сказки Михаила Локшина в «Пророка» перекочевал и Юра Борисов, сохранилось даже основное место событий — Петербург.
Фильм выходит в крайне удачное время — после номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус» Борисову впору давать Героя России, и кажется, что любой релиз с участием звезды «Аноры» обречён на кассовый успех. И у «Пророка» есть все шансы стать хитом проката, встав в один ряд с «Серебряными коньками» и «Мастером и Маргаритой»: фильм выглядит как красочный и дорогой блокбастер, но в то же время не вторичный. Сегодня, когда прокат наводнён сказками и в меньшей степени — патриотическими военными драмами, радоваться можно хотя бы намёку на оригинальный сюжет. Едва ли «Пророк» как художественное произведение сильнее двух фильмов Локшина, но вполне может обогнать предшественников по сборам.
![](/upload/setka-editor/3c0/eyp79xor5dwbmyim56t0yfww207jzxlu.jpg)
Нужно обладать определённой смелостью, чтобы подступиться к масштабной картине о поэте, про которого каждый соотечественник знает со школьной скамьи. Однако перед нами зрительская картина, а не авторское кино, пытающееся по-новому взглянуть на давно знакомую фигуру или осмыслить строчки, давно проникшие в культурный код страны. Отечественный фильм явно не ставит перед собой амбициозных задач, а вся экспериментальность заключена в музыкальных номерах.
Авторы с небольшими вольностями идут по биографии поэта, пытаясь честно запечатлеть все наиболее драматические события в жизни Пушкина. Пожалуй, любопытнее всего в фильме линия отношений автора с цензурой. По молодости Александр Сергеевич страдает, снова и снова оказывается в ссылке, а при Николае I остепеняется и словно бы забывает о бунтарском духе. В лучшей сцене фильма император и поэт в паре играют в теннис, а заодно обсуждают настоящее и будущее страны. Нельзя сказать, что гонения и репрессии ломают Пушкина, но литератор выбирает домашний уют, возможность работать в заданных рамках и сравнительно спокойную старость на горизонте. Но в мерный ход событий включается ревность. В делах личных Александр Сергеевич по-прежнему бунтарь, а потому, как и в лицейские годы, тут же вызывает высокомерного обидчика на дуэль.
![](/upload/setka-editor/53e/3dq4k6hx1sbqkku5rmfnqxfbcdh3nd6t.jpg)
Во многом обсуждение «Пророка» сведётся к удачности музыкальных номеров. С течением времени рэп, относящийся к молодости поэта, сменяется лирическими ариями, намекающими на трагическую развязку. Пожалуй, половина фильма уходит на адаптацию к музыкальному оформлению, подчас неловкому. Почему-то стихотворения Александра Сергеевича в случайном порядке перемежаются с придуманными строчками. Создатели картины, скорее всего, любят «Ла-Ла Ленд» и «Вавилон» Дэмьена Шазелла, но и по хореографии номеров, и по качеству композиций отечественное кино на порядок уступает западному аналогу. Едва ли песни из «Пророка» уйдут в народ — это даже не вторые «Стиляги».
Добрый час зритель пытается разглядеть в Борисове кудрявого Пушкина, но и к новому образу актёра постепенно привыкаешь: то ли от потери большого таланта, то ли артист всё-таки пленяет харизмой, но к финалу можно и расчувствоваться. Гилёв органичен в образе напоминающего сотрудника НКВД Бенкендорфа, а Илья Любимов удачно вписывается в роль наставника и защитника Пушкина Василия Андреевича Жуковского.
![](/upload/setka-editor/7f3/fspg17wkpf0klarhoshw7j0otzd3sm4u.jpg)
«Пророк» никак не назвать прорывом в зрительском кино: фильм напоминает красочную иллюстрацию энциклопедических данных о великом поэте. Блокбастер лучше всего работает с просветительской точки зрения, позволяя вспомнить порядки времён Николая I, недовольство дворян социальным неравенством и общественные нравы первой половины XIX века. Не самое оригинальное музыкальное сопровождение Райана Оттера, чьи композиции мы чаще привыкли слышать в сериалах, не запоминается, но и не раздражает. Надрывные лирические мелодии композитору точно даются лучше. Не исключено, что без вставных сцен картина смотрелась бы скудно. «Пророк» — продукт своего времени: кино, яркое снаружи и пустое внутри. Самодержец показан не в лучшем свете, а декабристы кажутся вполне приятными юношами — уже неплохо для отечественного блокбастера. А Пушкин что? Боролся, творил, печалился и любил.