«Приди ко мне»: спасите несчастных овечек!

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный фем-хоррор «Приди ко мне». Разбираемся, почему фильм смотреть утомительно, а животных в этой картине жалеешь больше, чем людей.


Юная девушка Села (Раффи Кэссиди из «Vox Lux») живёт в лесу в большой компании женщин и одного мужчины, Пастыря (Михиль Хаусман), который ими всеми руководит. Женщины постарше носят красное и являются жёнами, девушки в синем являются дочерьми. Когда у девушек начинается первая менструация (тут её называют «крови»), они тоже становятся жёнами. У Селы «крови» вот-вот начнутся. Пастырь засматривается на Селу, вспоминая о её матери, умершей от загадочной инфекции. Лесной пейзаж разбавляет стадо овец и баранов, которых время от времени приносят в жертву, а также инсталляция из белых ниток — квадрат в духе совриска. Однажды ночью приезжает полиция и советует секте убраться из этих мест. Так начинается путешествие, в течение которого в характере и поведении Селы начнутся необратимые изменения.

Автор польского хита (гран-при Берлинского кинофестиваля) «Лицо» Шумовска на этот раз экспериментирует. Предыдущие её работы были социальными драмами, пронизанными сатирой на польское общество и католическую церковь. Новый же фильм — упражнение в жанре, к тому же впервые исполненное на английском языке (который тут прост до примитивности, но этого, наверное, требует история). В своём последнем интервью для «Кино ТВ» Шумовска говорит, что для современной женщины естественно быть феминисткой; и «Приди ко мне» — это яркая критика патриархального уклада, но в его радикальном, так сказать, изводе. Только ленивый не будет сравнивать картину с «Солнцестоянием» Ари Астера. Если копнуть глубже, тут и «Плетёный человек» Робина Харди (1973), и «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира (1975), и вообще любой фильм про изолированное сообщество, затерявшееся где-то на лоне природы. Сюжет же развивается примерно в наши дни или где-то в 80-е, судя по костюму Барби, символически выставленной в окне сектантского жилища.


Вообще символики и метафор в фильме хоть отбавляй. Если в кадре ничего не происходит, то мы в нём обязательно видим трогательного барана или овечку. Пастырь и сам называет своих прихожанок «стадо». Раз пять за фильм Шумовска делает крупный наезд на лицо Пастыря, который плотоядно что-то жуёт в расфокусе, и этот несомненно красивый длинноволосый мужчина похож, конечно же, на Христа. В начале есть момент, цитирующий «Тайную вечерю». Менструация, которой все так ждут, тут показана всеми мыслимыми и немыслимыми способами — от пятен на рубашке до кровавых полос на лице девушек. Отдельно от всех живёт коротко стриженная блондинка, «никудышная» жена, которую выгнали. К ней на высылки отправляют девушек с критическими днями, как нечистых. Первым делом возникает вопрос: что делают в этом женском спартанском обществе с новорождёнными мальчиками? Ответ не заставит себя ждать. Инцеста как такового в кадре нет, но он подразумевается примерно на седьмой минуте.


С феминистской частью тоже всё в порядке. Удивительно, как режиссёрки, снимающие сейчас на эту тему, находят универсальные слова, чтобы обозначить отношения с мужчинами. В фильме есть момент, когда «никудышная» жена объясняет Селе: «Поначалу Пастырь тебя как будто озаряет солнцем». Это точь-в-точь то, что мы слышим в актуальном фем-сериале от HBO «Бетти», когда речь идёт о влюблённости в парня. Что и говорить, природа сексуального влечения не меняется тысячелетиями, и это мощные, по сути, шекспировские коды. Но «Приди ко мне» как феминистскому арт-высказыванию, конечно же, далеко до фильмов Маргерит Дюрас, которые тонко и изящно говорят, прежде всего, о психологии, но не о физиологии. У Шумовской же во главу угла поставлен менструальный цикл. Что и сказать, не о таком пособии по половому воспитанию мечтала Симона де Бовуар.
Полноценным хоррором «Приди ко мне» назвать всё же можно с натяжкой. То ночью режут баранчика, то Селе снится сон, в котором она тонет в белых одеждах, то Пастырь многозначительно засовывает два пальца в рот послушнице. Вот и вся готика. В фильме, правда, есть весьма удачная линия, где Села как будто «подхватывает вирус» от цивилизации, зайдя в заброшенный дом, в котором есть телевизор, картина, кукла. После этого она воображает себя на заднем сиденье авто с папой и мамой. Тут напрашивается аналогия с фильмом американки Дебры Граник «Не оставляй следов», в котором дочь покинула отца-бродягу, захотев нормальной жизни.

Вообще же повествование не всегда идёт ровно, впадая иногда в совсем уж смехотворную пародию. Когда, например, дочери и жёны несут Пастыря на руках под романтическую песню Kills «The Last Goodbye». И, конечно же, печально смотреть в глаза грустным овцам, которых почему-то жальче, чем всех героинь, вместе взятых.

Читайте также
«Художник и вор»: взгляните на... шрамы
В Сети доступна для просмотра документальная лента «Художник и вор» Бенджамина Ри. Это рассказ о, казалось бы, невозможном творческом союз...
Лучшие рецензии всех времён: «Подмена» Клинта Иствуда
Мы продолжаем восхищаться Клинтом Иствудом. Даша Видре поздравляет юбиляра и переводит статью The Guardian от 2 ноября 2008 года. В ней Иствуд рассказывает пр...
«Premature»: песнь невинности, недопонимания, взросления и опыта
Состоялся цифровой релиз картины «Premature» Рашаада Эрнесто Грина. Лента о неминуемом взрослении, трепетной любви и поисках себя через творчество&n...
Сериал «Сквозь снег»: этот поезд в огне
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное дитя») с 25 числа стартовал на...
Море, рейвы и одна смерть: каким получился сериал «Белые линии»
На Netflix вышел сериал «Белые линии», который вы могли и не заметить. Ксения Ильина рассказывает, чем может понравиться история про рассл...
«Сияние» как пандемия: 40 лет фильму Стэнли Кубрика
23 мая 1980 года Стэнли Кубрик явил зрителям «Сияние» — экранизацию романа Стивена Кинга. И мир изменился навсегда. Это не просто пафосная...
Также рекомендуем
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
В российский прокат выходит лента «Мавританец» — картина Кевина Макдональда («Орёл девятого легиона», «Последний король...
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
В российский прокат выходит лента «Мавританец» — картина Кевина Макдональда («Орёл девятого легиона», «Последний король...
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»

Последние новости

«Оби-Ван Кеноби» может получить второй сезон
Изначально создатели планировали сделать лишь мини-сериал.
Над «Фонарями» поработает режиссёр «Чёрного зеркала»
Джеймс Хоуз поставит первые два эпизода сериала.
Режиссёр «Дикого робота» хочет снять сиквел
Мультфильм покорил сердца зрителей.
«Джокеру: Безумие на двоих» нужно собрать $500 млн по итогу проката
Именно эта цифра поможет ленте окупить затраты студии.
Завершились съёмки фильма по игре Until Dawn
Об этом сообщил режиссёр Дэвид Ф. Сандберг.
Зак Снайдер готовит фильм о UFC
Главная роль предложена Адаму Драйверу.
00:00