«Предатель»: эталонная гангстерская драма от классика европейского кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, способный побороться за статус главной «мафиозной» картины года. В прокате — «Предатель» итальянского классика Марко Беллоккьо. Зинаида Пронченко рассказывает подробнее.

У всего есть начало, у всего есть конец. Только мафия бессмертна. Так, без сомнения, полагал «варвар» Тото Рино из семьи Корлеоне или приверженец вечных ценностей Пиппо Кало из старой Коза Ностра, а Томмазо Бушетта, будучи простым «солдатом», вряд ли задумывался о происхождении мира. Его жизнь состояла из контрабанды сигарет и из женщин, конечно. Ну, может, ещё из белоснежных приталенных костюмов, в которых он был неотразим и укладывал синьорин в постель уже на первом свидании. Хотя неизвестно, Armani или Beretta обладали большей харизмой.

Ничто не угрожало этой многолетней агенде — от портного к оружейных дел мастеру, пройду по виа Данте, сверну на виа Ноче — кроме жадности некоторых боссов, замахнувшихся к началу 1980-х годов на наркотик потяжелее никотина. И вот Бушетта, никогда не задававший вопросов — ни себе, ни звёздному небу, вдруг оказался сильно южнее Палермо, в Рио, даром что белые штаны из тончайшего итальянского льна там очень к месту. И пока он любовался пляжами Копакабаны тёплыми тропическими вечерами, пока поднимал бокалы веселья под ритмы босса-новы, на малой родине грохотали «пушки» и красная-красная кровь заливали ступени Мартораны или «Астории», орошала лобовое стекло бесчисленных мерседесов классической модели W-123, наконец, стекала густыми каплями по стенам легендарной фокаччерии «Сан-Франческо». В том числе и кровь сыновей Бушетты. Ибо у всего есть конец, особенно у человека.

Кадр из фильма «Предатель», реж. М. Беллоккьо, 2019 г.

40 лет спустя, в 2019-м, великий Марко Белоккьо вернулся жечь своим беспристрастным рассказом о процессе «макси» сердца людей. Читай жертв. Ведь у мафии конечности длиннее, чем у спрута, она многоголова, как гидра, и принимает любые обличья, приспосабливаясь к каждой новой эпохе, будь то хмельная дискотека восьмидесятых или похмельное афтепати десятых. Сегодня Италия, да чего уж там, вся наша многострадальная планета как никогда прежде нуждается в политическом кино. Том самом, что протягивает зрителю руку помощи с экрана, погружая перст прямиком в глубокую рану. Если не благословляя на геройство, сопоставимое с отвагой судьи Джованни Фальконе, заплатившего за истину собственной жизнью, то хотя бы напоминая: молчание не золото, а пепел, терпение не заслуга, а смертный грех.

Томмазо Бушетте тоже пришлось вернуться, хотя он и божился не оглядываться. Вида третьей супруги, болтающейся над Атлантикой буквально на волосок от гибели, ему хватило, чтобы сесть в самолёт Alitalia и через 12 часов забытья и моральных терзаний — между омертой и вендеттой — приземлиться в Фьюмичино, уже готовым вершить правосудие, точнее, быть оружием в его деснице.

Таким интерконтинентальным маршрутом «Предатель», стартовав от декораций мыльной оперы, достиг подмостков опера сериа. Судебные слушания открылись впечатляющей сценографией: словно на арене театра Марцелла Бушетта невозмутимо восседал в стеклянном пуленепробиваемом боксе, а в клетках по периметру рвали и метали, бесновались, как дикие звери, бывшие соратники. Кто с сигарой во рту, а кто с нитками, стягивающими пасть — протоакционизм слову-воробью помеха. Разворачивался мифологический сюжет с чётким распределением музыки и действия, преобладали речитативы и виртуозные арии солистов, соревновавшихся в мастерстве вокализации. Летели головы, свистели пули, хрустели банкноты, скрипели тормоза, и лишь героин сыпался бесшумно, как и полагается смерти, она — главный предатель. И всё это вербатимом, ретроспективно. Пароли, явки, номера счетов и автомобилей, квартир и калибров. Множество цифр, ещё больше бездыханных тел на счётчике.

После таких исповедей не живут, даже в программе защиты свидетелей. Даже в далёком заснеженном Нью-Йорке всегда, всегда, всегда держи руку на курке личного АК, будь готов спустить его плавно, но решительно. Даже во сне, что зовётся вечным.

Читайте также
Тает в руках и во рту: «Матиас и Максим» Ксавье Долана
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со знаменитым брендом шоколадных конфет...
Модный приговор: в чём проблема новых «Ангелов Чарли»
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актрисы и режиссёра Элизабет Бэнкс, и&...
Плата за «Грех»: в прокате фильм Кончаловского про Микеланджело
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и задумался о том, как изменилась жизнь...
Старая волна: в прокате «Француз» Андрея Смирнова
В неожиданно широкий прокат выходит первый за восемь лет (и второй за без малого 40) фильм Андрея Смирнова «Француз» — как говор...
«Марианна и Леонард: Слова любви»: гений прелюбодействует
В скромном но оттого ещё более ценном прокате — «Марианна и Леонард: Слова любви», документальный фильм о Леонарде Коэне и Марианне Илен — музе поэ...
Raving Riot: миллионы нот не могут ошибаться
В ограниченном российском прокате — документальный Raving Riot («Рейв у парламента»), посвящённый прошлогодним техно-протестам в&nbs...
Также рекомендуем
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
В российский прокат выходит лента «Мавританец» — картина Кевина Макдональда («Орёл девятого легиона», «Последний король...
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
В российский прокат выходит лента «Мавританец» — картина Кевина Макдональда («Орёл девятого легиона», «Последний король...

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00