
21 августа на HBO Max стартовал второй сезон «Миротворца» — хитового сериала Джеймса Ганна с Джоном Синой в главной роли. В лучших традициях режиссёра и сценариста Миротворец — пусть и классический супергерой DC, но очень противоречивый. Да и мир вокруг него работает строго с возрастным цензом 18+. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, каким получился старт сезона и что про него обещает сам Ганн.
Читайте также: Рецензия на «Супермена» Джеймса Ганна
С момента выхода первого сезона шоу прошло три года, но в самой истории время будто бы замерло. Казалось бы, разобравшись со вселенским злом и своим отцом-тираном (Роберт Патрик), годами обвинявшим Криса, он же Миротворец (Джон Сина), в трагической смерти брата, главный герой должен был обрести свободу. В первую очередь от душевных травм. Но не тут-то было! После спасения мира все участники оригинальной группы на страже супергеройского порядка оказались на обочине жизни.
Миротворец тщетно пытается попасть в новую Банду Справедливости, которую возглавляет Максвелл Лорд (в сериале его играет Шон Ганн, брат режиссёра, а в других вариациях киновселенной DC, например во второй «Чудо-женщине», героя воплощал на экране Педро Паскаль). Крис приходит на собеседование к Лорду, компанию которому составляют Зелёный Фонарь и Девушка-Ястреб. Все трое, не зная о неисправности микрофона, который считают выключенным, из-за стекла едко обсуждают Миротворца, считая его героем-неудачником. Тот, окончательно разочаровавшись в себе и других, сбегает.

Его любовный интерес Эмилия (Дженнифер Холланд) тщетно пытается поступить на службу хоть в какую-то силовую структуру, но банально не может пройти психиатра — специалист считает, что Эмилия страдает от серьёзной формы токсичной маскулинности. Их самые жизнерадостные соратники, улыбчивый Эдриан, он же Линчеватель (Фредди Строма), и неунывающая Леота (Даниэль Брукс), тоже не при делах. Первый трудится в закусочной, вторая пытается открыть собственное консультационное агентство по безопасности.
Таким образом Джеймс Ганн сразу повышает ставки: даже опыт спасения мира не является для супергероев гарантией того, что общество их примет. «Я устал быть шуткой», — горько признаётся Миротворец, которого до сих пор никто не принимает всерьёз. Старые герои в новых обстоятельствах по-прежнему свои среди чужих и чужие среди своих. Ситуация обостряется тем, что в своём тайном квантовом хранилище Крис случайно обнаруживает особую дверь. Через неё можно попасть в альтернативную реальность, где всё не просто другое, а лучше. Это буквально версия мира из его самых заветных мечтаний. В той реальности отец жив и добродушен (на деле же он был расист, нацист и всю жизнь ненавидел Криса, которому, чтобы сбросить с себя непосильную тень отцовской фигуры, пришлось застрелить его в первом сезоне), также жив и целёхонек брат Кит (Дэвид Денман из «Офиса»), погибший ещё в детстве.
Крис обескуражен этим открытием, но наслаждается улучшенной версией реальности недолго — вмешательство во время и пространство оборачивается новой трагедией, в которой Крис вновь и жертва, и собственный «палач». Джеймс Ганн, будто бы освободив героя от травм детства, вновь возвращает его в исходную точку, в которой болит всё там же и так же сильно. А социальный лифт никак не доставит Миротворца из точки всеобщего посмешища к статусу любимого супергероя. Ганн любит исследовать мир аутсайдеров и здесь превращает этот интерес в несущую конструкцию всего сюжета.
Рассказывая о личных источниках вдохновения, режиссёр и сценарист называет роман «Другая жизнь» Филипа Рота, выпущенный в 1986 году. Это необычно выстроенная история, рассказывающая об одних и тех же событиях с разных позиций. Но что важнее всего — по сюжету известный писатель Натан Цукерман, воспользовавшись своим художественным даром, меняется судьбой с младшим братом Генри, искажая реальность и стирая связи между жизнью настоящей и вымышленной. Кажется, ровно это нас ожидает во втором сезоне «Миротворца»: Крис не только будет противостоять новому внешнему злу, но продолжит одолевать внутренних демонов. На этот раз — сбегая в параллельный мир, кажущийся на первых порах безупречным.
Однако сентиментальная линия хоть и важна для продолжения, но не является ключевой. Ганн по-прежнему смешивает чувства и эмоции. Первые, глубокие и оголённые, раскрывают нам самые важные душевные чаяния героев, тянущихся к чему-то высокому и светлому. Вторые, напротив, порочные и раскрывают телесные желания персонажей. Оттого Миротворец, лишившийся возможности присоединиться к Банде Справедливости и, возможно, обрести новую семью, старается забыться в домашней оргии. В кадре Ганн буквально воспроизводит собственную версию «С широко закрытыми глазами», в которой пестрит от изобилия обнажёнки и секса. Эмилия, которой, вопреки её полу, диагностировали запущенную форму токсичной маскулинности, отправляется доказать психиатру обратное. Но, оказавшись в ночном баре с байкерами, воспроизводит один и тот же привычный сценарий действий: провоцирует конфликт, в котором можно помахать кулаками. Но, конечно, и ей достаётся от грубых незнакомцев.
Лёжа на пороге бара с обезображенным от ударов лицом, Эмилия смотрит на безучастное небо и, кажется, улыбается. Язык насилия — единственный доступный ей. А потому даже более чувственному Миротворцу, мечтающему о её взаимности, не достучаться до сердца женщины, спрятанного за семью замками. Джеймс Ганн продолжает углубляться в травмы и раны своих героев, которым сложно друг с другом, но вне этой странной компании совсем невыносимо. Стремясь вписаться в обычный мир, они лишь сильнее обманываются — для окружающих они аномалии, изгои и отнюдь не любимые супергерои.
Режиссёр рассказал, что во втором сезоне будет много неожиданных поворотов сюжета, которые удивят даже самых искушённых фанатов. Чтобы усилить эффект внезапности, Ганн настоял, чтобы прессе, которой традиционно высылаются просмотровки всего сезона, на этот раз прислали только пять серий из восьми. «В последних трёх эпизодах слишком много неожиданных сюрпризов. Особенно в шестой и восьмой сериях. Они просто сумасшедшие. Это лучшее, что я когда-либо писал», — дразнит зрителей и критиков постановщик. Зная стиль режиссёра и поддержку со стороны стриминга, позволяющего ему чуть больше, чем остальным, охотно веришь в лихие сюжетные американские горки.
Но в вымышленных мирах Ганна важно не только то, как он умеет провоцировать аудиторию (будь это оргии, обсценная лексика или излишняя кровожадность в кадре), а и то, как он работает с чувственной стороной вопроса. «Миротворец» в этом смысле — идеальное поле для экспериментов и новых жанровых открытий. Он жестокий, но рефлексирующий, беспощадный, но чуткий, страдающий, но бесстрашный. Когда-то образ супергероя родился из его желания отстаивать мир любой ценой — даже оставляя за собой непрерывный кровавый след и не ведя счёт жертвам своего обострённого чувства справедливости. Но к финалу первого сезона Миротворец уступал место своей человечной стороне — Крису, раздавленному жестокой отцовской фигурой.
К началу второго сезона герой не просто ещё больше растерян, но вынужден разбираться с последствиями своих поступков. А умение брать ответственность и честно признавать ошибки — как известно, прямой путь к личностному росту. Вероятно, Крис так и не станет самым счастливым и удачливым человеком на свете. А Джеймс Ганн как будто бы намекает: да, в принципе, никто из нас не станет, но и с этим неприятным открытием можно жить.