
18 декабря в российский прокат выходит стильный фэнтези-хоррор «Поймать монстра», ставший хитом полночной секции кинофестиваля в Торонто. Это режиссёрский дебют Брайана Фуллера, сценариста и шоураннера сериалов «Мёртвые до востребования», «Ганнибал», «Герои» и первого сезона «Американских богов». Очевидно, Фуллер одержим мультижанровостью, и «Поймать монстра» в этом смысле — квинтэссенция эклектичного стиля автора.
Вадим Богданов рассказывает, чем именно и насколько эффектно удивляет фильм.
В одном из жилых домов неназванного европейского города поселился удивительный сосед (Мадс Миккельсен). Повстречавшись с ним в лифте, маленькая девочка Аврора (Софи Слоун) решает за ним проследить и делает неожиданное открытие. На её глазах сосед вступает в неравный бой с огромным китайским драконом в переулке Чайнатауна. Этого Авроре хватает, чтобы подтвердить свою теорию: монстры действительно существуют и могут ей навредить (хотя зритель-то знает, что под ширмой дракона скрывалась кучка головорезов). На следующий день Аврора, собрав накопленные деньги, приходит к соседу, чтобы нанять его как охотника на монстров. Дело в том, что в полу её квартиры прячется огромное страшное чудовище, и оно только что сожрало её родителей.
Кому тут верить и что на самом деле реально ― интрига, которую Брайан Фуллер не спешит раскрывать. Вместо этого он увлечённо выстраивает компактный мир. Несмотря на то что, по сути, фильм снят в одной локации жилищного комплекса, его населяют сразу несколько различных группировок и персонажей со скрытыми мотивами. Одна из первых ассоциаций, возникающих при виде экшен-сцен (их на удивление много) и многоуровневой преступной иерархии, — это поздние фильмы из вселенной «Джона Уика». Герой Мадса Миккельсена оказывается большим профессионалом своего дела, который запросто создаст из ванных принадлежностей орудие убийства. С Джоном Уиком героя также роднят длинные волосы, немногословность и навыки рукопашного боя.
Надо отметить, что боевик в замкнутом пространстве у Фуллера получился весьма зрелищным: конечности ломаются с хрустом, головы разлетаются в кровавые ошмётки. Мы мало знаем об организации, в которой работает персонаж Миккельсена, — только то, что она весьма серьёзная и руководит ею эффектная женщина по имени Лаверн (Сигурни Уивер). Начальница предупреждает, что за безымянным героем Миккельсена объявили охоту представители всех преступных кланов — Джон Уик через это тоже проходил. Однако назвать «Поймать монстра» очередным клоном боевика Чада Стахелски нельзя. Визуальный стиль и субъективное повествование Фуллера укореняются в безграничный поток детского воображения.

Известно, что самый любимый фильм Фуллера — «Амели» Жан-Пьера Жёне. Его яркую эстетику он уже с успехом перенёс в свой сериал-экстраваганзу, рождённую как будто бы из бурного воображения гиперактивного подростка, — «Мёртвые до востребования», где Ли Пейс играет мужчину, воскрешающего людей одним прикосновением. В культовом «Ганнибале», принёсшем мировую славу и Фуллеру, и Миккельсену, воображение тоже становится инструментом погружения в больную психику маньяка. Это определённо взрослое шоу, затрагивающее токсичные отношения и серую мораль, где влияние «Амели» уже не кажется столь очевидным, хотя оно, конечно, есть. И вот выходит «Поймать монстра», где Брайан Фуллер совместил богатый детский мир искажающего реальность воображения и взрослый разговор на серьёзные темы, в котором монстры, как у дель Торо в «Лабиринте Фавна» или «Хребте дьявола», выступают лишь метафорами различных травм.
Аврора потеряла родителей, которые, как она говорит, плохо к ней относились. Получается, монстр — это всего лишь воплощение домашнего насилия и детского абьюза? Подождите с выводами. Родители Авроры действительно пропали. Но уже не в первый раз. То же самое происходило и с другими тремя приёмными семьями девочки. Даже когда на середине фильма вы подумаете, что поняли авторский посыл, ближе к финалу «Поймать монстра» и вас подловит. Кажется, нечто подобное пытался сказать Джон Красински в своей режиссёрской работе «Воображаемые друзья», вот только он не так преуспел в донесении мысли, как Фуллер.

Парадоксально, что при всех возникающих во время просмотра ассоциациях кинодебют Фуллера ощущается самобытным, цельным произведением, которое в общем виде мало на что похоже. Возможно, дело в отсутствии однозначности. Ни один из героев не поддаётся простым характеристикам: хороший ли на самом деле этот охотник на монстров, что скрывает Аврора, на чьей стороне Лаверн и при чём здесь ФБР (его представителя играет Шила Атим)? Мотивы каждого персонажа, даже второпланового, зритель волен расценивать по-своему. И недостачу в объяснениях не получится списать на сценарную недоработку, поскольку всё здесь существует исключительно в контексте зыбкого фэнтезийного мира — чуть больше деталей, чуть больше диалогов, и он треснет.
Но это и не чистое фэнтези, поскольку тут замешаны элементы многих жанров: от замкнутых боевиков и триллеров про наёмников до бадди-комедий и настоящих фильмов ужасов. Все они прекрасно уживаются в рамках той хрупкой реальности, которую породило, безусловно, нестандартное авторское видение создателя «Ганнибала». «Поймать монстра» ― это выразительная тёмная фантазия Брайана Фуллера, которая наверняка пополнит мировую коллекцию мрачных сказок для взрослых. Особенно ценным это кино станет тем, кто ещё не разучился мечтать и способен разглядеть монстров в реальной жизни, даже если они отчаянно стараются сойти за людей.









