Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрительских симпатий, а также приз за лучшую режиссёрскую работу. О новом фильме болгарского дуэта Кристины Грозевой и Петара Вылчанова, которые на сей раз отошли от социальной проблематики и препарировали непростые семейные отношения, — в нашем материале.
Кадр из фильма «Отец», реж. Кристина Грозева и Петар Вылчанов, 2019 г.
Василь (Иван Савов) вместе с сыном Павлом (Иван Барнев) хоронят Валентину — почившую маму и жену. Во время похорон Василь неожиданно просит сына-фотографа сделать памятное фото Валентины в гробу. Павел отказывается, между отцом и сыном растёт напряжение, фотографии всё-таки появятся на устройстве сына, но позже будут стыдливо удалены. Причины странного поведения отца раскрываются в следующем эпизоде: оказывается, Василь пытается установить контакт с духом покойной жены, поскольку уверен, что та отправляет ему знаки с того света.
Победивший на кинофестивале в Карловых Варах этого года «Отец» с первых минут пускается во все тяжкие абсурдизма. Грозева и Вылчанов на этом собаку съели: делая «Урок», вдохновлялись реальной историей ограбления — абсурдным эпизодом пугающей действительности; два года спустя в трагикомедии «Слава» болгары продолжили иронично подмечать особенности национального менталитета. В новом фильме повествование, с одной стороны, строится на абсурдных, спонтанных ситуациях, с другой стороны — на диаметрально противоположных образах мышления и разнице поколений. Если Василь, отец семейства — продукт социального реализма, верящий во все возможные сверхъестественные явления эпохи Кашпировского, то его сын Павел, работающий на телевидении и пребывающий под некоторым давлением жены, — воплощение современного прагматизма.
По сути перед нами история про отношения между детьми и родителями, в которых, кажется, никогда не было ни теплоты, ни тем более даже намёка на доверие. С развитием действия мы наблюдаем, что Павел толком не делится с отцом событиями из своей жизни: ему звонят с работы и пилят насчёт проблем, обнаружившихся в его отсутствие; ему постоянно названивает жена (как позднее выяснится, беременная), а он принимает решение врать и обманывать её. Знакомые обстоятельства очевидным образом приближают зрителя к происходящему: образы, которые воплощают на экране Иван Барнев и Иван Савов, могут быть без проблем перенесены в любую страну и останутся такими же близкими и знакомыми. К слову, оба актёра уже работали с болгарским режиссёрским тандемом: Барнев был мужем главной героини в «Уроке» (занятно, что голос Маргиты Гошевой, исполнявшей эту роль, мы слышим и здесь: в «Отце» она играет жену Павла); Савов также играл в обоих полнометражных фильмах Грозевой и Вылчанова.
Местами в картине прослеживается влияние «румынской новой волны»: камера подвижна, изображение реалистично, восприятие так и норовит влепить штамп «социальное моралите». Но хоть болгары и используют в ленте некоторые фишки соседей, всё же они остаются верны себе и сохраняют самобытность, продолжая работать на поле социального кино, исследуя, каким образом через юмор и натурализм обратить внимание зрителя на собственные потаённые уголки. Если «Урок» и «Слава», предыдущие работы болгарского дуэта, — фильмы из трилогии, вдохновлённой сенсационно-абсурдными событиями из реальности, то «Отец» — это самостоятельное, более камерное произведение.