
Первый сезон восьмисерийного приквела «Оно» близится к завершению: на HBO вышло шесть эпизодов «Добро пожаловать в Дерри», поставленных Андресом Мускетти — режиссёром полнометражной дилогии с Биллом Скарсгардом в роли кошмарного Пеннивайза. Последний, кстати, под самый занавес тоже появляется в сериале.
Киновед Валерия Куприна посмотрела вышедшие эпизоды и готова вынести «Оно» вердикт.
Апрель 1962 года, самый разгар холодной войны. На авиабазу Стратегического воздушного командования в Дерри прибывают Лерой Хэнлон (Джован Адепо) и Поли Руссо (Руди Манкусо) — пилоты-ветераны Корейской войны, призванные на новое место службы для испытаний новейших бомбардировщиков В-52. На деле, конечно, это всего лишь предлог. Военные заняты операцией «Заповедь» — ищут «нечто», что было захоронено в штате Мэн давным-давно.
Тайминг оказывается подходящим: четыре месяца назад в Дерри при загадочных обстоятельствах пропал Мэтти (Майлз Экхардт), мальчик из неблагополучной семьи, страдающий от домашнего насилия. На его поиски в самоволку отправились пятеро подростков, а вернулись лишь двое — Лилли (Клара Стэк) и Ронни (Аманда Кристин). Отца последней сразу объявили главным подозреваемым: преступление произошло на его месте работы, алиби не сошлось со словами свидетелей. Но главный фактор обвинения — расизм, процветающий в Мэне. Вооружившись камерой и поддержкой новых друзей — недотёпы Рича (Ариан С. Картайя) и грезящего наукой Уилла (Блейк Кэмерон Джеймс), — девочки собираются доказать, что отец Ронни невиновен, а в Дерри орудует кровожадный клоун-убийца.
Читайте также: Добро пожаловать в Мэн — гид по проклятому штату из экранизаций и романов Стивена Кинга
В основе сериального приквела — главы-интерлюдии литературного первоисточника, которые Мускетти не успел охватить при выпуске полнометражной дилогии. Как и в фильмах, кинговская хронология здесь подвергается смещению. Ради сохранения каноничных 27 лет, отведённых Пеннивайзу на спячку, 1958 год заменяется 1962-м. И, как ни странно, «Оно» от этого только выигрывает.
Надвигающийся Карибский кризис добавляет сериалу важный исторический пласт, что хорошо работает на повествование, где главной движущей силой является страх. Если для Кинга центральной темой изначально была неблагоприятная социальная среда, господствующая в Дерри, то в полнометражных экранизациях она как будто отходила на второй план, а фокус смещался на Пеннивайза и его изощрённые воплощения. В сериале Мускетти так или иначе делает работу над ошибками. Антураж холодной войны неустанно поддерживает гнетущую атмосферу приближающегося конца света, которая очевидно влияет на психологическое состояние жителей провинциального городка и подпитывает монстра, заточённого в его пределах.
Угроза Третьей мировой то и дело вклинивается в повседневную жизнь Дерри: по радио передают новости о ядерных испытаниях, военные обсуждают прибытие советского груза на Кубу, а в школе детям демонстрируют учебные видеопособия по действиям при сбросе атомной бомбы. Пока одни подростки отказываются готовиться к тестам из-за «неизбежной войны», а другие пропадают без вести, армейское командование Дерри раздумывает, как бы применить местное «оружие страха» на благо родине, то есть — использовать в военных целях против других государств. Подобного рода ход выглядит симптоматичным в наше время, когда на важные локальные проблемы стало принято закрывать глаза в угоду более глобальным (но тем не менее эфемерным и мнимым) целям.




Смотрите также: Отсылки в сериале «Очень странные дела» — от «Звёздных войн» и Кинга к «Франкенштейну»
1960-е привносят в «Оно» ещё один чувствительный для американской истории контекст. На это десятилетие пришлась самая активная фаза движения за гражданские права чернокожего населения, возглавляемая в том числе Мартином Лютером Кингом и поддерживаемая Джоном Кеннеди. Именно этими именами угрожают полиции Дерри, которая без суда и следствия отправляет чернокожего подозреваемого в Алькатрас. Ситуацию нагнетают и газеты с заголовками про «местного негра-убийцу», и жители города, которые с пренебрежением относятся как к афроамериканцам, так и к коренному населению. Сам же обвиняемый предпочитает отправиться в тюрьму, чем признаться в межрасовой связи с белой женщиной — тогда вместо камеры ему грозит повешение.
Эти, в общем-то, универсальные взрослые страхи делают из приквела «Оно» по-настоящему живое и актуальное произведение. Другое дело, что на их фоне меркнет основная сюжетная линия, связанная с подростками и их попытками побороть не столько Пеннивайза, сколько собственные тревоги. Клуб неудачников образца 1960-х годов выглядит убедительно и разнообразно: ходячая энциклопедия Уилл (между прочим, будущий отец Майка Хэнлона), фриковатый Рич, упёртая, но морально сломленная Ронни, и Лилли, пережившая раннюю потерю отца и заточение в психиатрической лечебнице. Мускетти мастерски вытягивает из биографии героев травмирующие события и изображает их на экране посредством проказ упивающегося страхом Пеннивайза. Но все они выглядят плоско и вторично. В 2025-м, когда хорроры сменили курс от прямолинейных скримеров и шоустопперов к вопросам экзистенциального порядка, вряд ли кого-то напугает (или хотя бы удивит) внезапно появляющийся клоун под освещение для эпилептического припадка.

«Оно: Добро пожаловать в Дерри» — добротный, качественный сериал, который, в принципе, и ожидаешь от тандема Андреса Мускетти и HBO. Тщательно выстроенные декорации, скрупулёзно подобранные саундтреки (от Сэма Кука до Перси Фейта) и другие поп-культурные феномены времени (например, мюзикл «Музыкант»), ретрозаставка и знакомые каждому исторические события работают на поддержание атмосферы 1960-х годов. Которая, в общем-то, оказывается в чём-то близка нашей современности (и дело не в случайных параллелях с «Человеком-бензопилой»). Проблема в том, что история Пеннивайза пересказана и пережёвана уже вдоль и поперёк: сюжетные ходы предугадываются с пол-оборота, красный воздушный шар больше не интригует, а CGI до сих пор вызывает вопросы. «Оно: Добро пожаловать в Дерри» несётся по рейтингам за счёт ностальгии — читателей, фанатов оригинальных фильмов или телевизионной версии. Рабочая стратегия в разрезе восьми эпизодов, но HBO уже продлил сериал на два новых сезона. Хватит ли им ностальгического запала — узнаем в следующем году.









