
27 февраля в российский прокат вышел боевик «Клинер» Мартина Кэмпбелла, режиссёра «Казино Рояль». Главную роль сыграла Дейзи Ридли, в чьей фильмографии собрались практически все жанры: от космической эпопеи «Звёздные войны» до фантастики и психологических драм. Не хватает только ромкомов — боевик теперь есть.
Чистильщица окон Джоуи (Дейзи Ридли) застревает на высоте 50-го этажа небоскрёба в центре Лондона, когда здание захватывают экотеррористы во главе с Маркусом Блейком (Клайв Оуэн). Преступники вламываются на вечеринку крупной энергетической корпорации, берут триста заложников и требуют от управляющих признаться в учинённых зверствах против планеты. Наблюдая за событиями из окон, Джоуи нервно пытается прорваться в здание, ведь где-то по этажам бродит её аутичный брат Майкл (Мэттью Так).
После бондианы («Золотой глаз» и «Казино Рояль») и супергероики («Зелёный фонарь») Мартин Кэмпбелл снимал ритмичные криминальные триллеры («Иностранец», «Флешбэк») и парочку не совсем удачных экшенов («Кодекс киллера» и «Грязные ангелы»). Он уверенно чувствует себя в жанре боевика, поэтому не бунтует против его законов и не придумывает новые. Вот и в «Клинере» Кэмпбелл и сценаристы идут проверенным путём, закладывая в фундамент фильма элементы самых популярных экшенов. Небоскрёб, захваченный террористами, одержимыми «высокой» моралью, тема дисфункциональной семьи и подвиг простого человека, случайно оказавшегося в эпицентре опасности, подсмотрены у первого «Крепкого орешка». А борьба героини с высотой и её физически и эмоционально подвешенное состояние навеяны десятками фильмов с Томом Крузом.
Кэмпбелл доводит жанр до стеклянного скрипа, наслаждаясь чистотой своих приёмов и блеском поверхностей, не поспевая выудить необходимый эмоциональный накал из беспроигрышной фабулы.

Прикосновение классики в «Клинере» чувствуется сразу, но оно грубое, пропущенное через колкие цифровые фильтры. Искренность и естественность вымыты мыльной губкой. Смотришь и волнуешься за героев исключительно по принуждению параллельного монтажа и драматических крупных планов, стараясь сохранить этикет в общении с жанром.
Весь фильм строится на личности Джоуи, поэтому Кэмпбелл сразу противопоставляет её остальному миру. Фильм открывает образ захламлённой кухни её родителей, а затем и её собственной. Одетая в помятую фанатскую футболку The Strokes, Джоуи пробирается через личный житейский хаос и бежит со всех ног на гадкую работу, чтобы в итоге обездвиженно застыть перед лицом гладких и чистых поверхностей возвышенной жизни внутри небоскрёбов. Вероятно, эта раздражающая кристальность и простота — осознанная стратегия. Этакая моральная поддержка героини, моющей окна богачей с утра до ночи и терпящей поганое руководство. А может, упрёк в сторону экотеррористов, пачкающих свои репутации кровью, желая остановить загрязнение Земли, когда добиваться целей можно было чище. Или простое наслаивание понятных метафор для развлечения зрителей.

Свою чувственную скупость и недостаток остроумия режиссёр компенсирует продуманными деталями и изобретательным экшеном. Террористы символично носят античные театральные маски — они же пришли за истиной. В программе корпоратива числилось цирковое представление, а захватчики разыграли кровавую трагедию. Падший от предательства соратников демократический лидер Маркус уступает место абсолютному злодею — Ноа Сантосу (Таз Скайлар), который эпатажно стреляет по пленникам, вызывая в них «шок и трепет». Но план захватчиков идёт не по сценарию. Джоуи пишет SOS краской по стеклу и поджигает надпись, привлекая внимание полиции и перетягивая зрительское внимание на себя. Она опасно висит на верёвке над пропастью, карабкается по стенам, уклоняясь от бомбы. А Майкл, преодолевая испуг, мчится сестре на помощь, сжимая в руках мини-кувалду, берущую на себя треть напряжения фильма. Ударит этот молот по кому-нибудь или нет и станет ли символом разрушения стены между сестрой и братом?
Из экспозиции мы узнаём, что в детстве Майкла доставал тиран-отец, пока Джоуи лазила по кухонным стеллажам, игнорируя крики из соседней комнаты. Одинаково болезненный, но всё же очень разный опыт разъединил брата и сестру. Воспоминания тяготят Джоуи, а под угрозой смерти, вместе со спецназовскими навыками, что всё это время дремали в её мышцах, пробуждается чувство вины. На этот раз она не отвернётся от брата.

Мартина Кэмпбелла раздражает, когда в боевиках «теряется география» персонажа и перестаёшь понимать, кто и где находится и что вообще происходит. Для «Клинера» он нашёл неординарное решение. Дейзи Ридли исполняет 90 % трюков самостоятельно, но большую часть фильма её героиня остаётся висеть за пределами основных событий, в одном и том же месте, одна. У Джоуи не так много возможностей для действий: смотреть в окно, наблюдать за происходящим и ждать чуда. Но именно её безвыходное положение раскрывает путанный смысл фильма.
«Клинер» — не про экологическую повестку, иначе шансы у него были бы совсем нулевые. Не про экстремизм или злобные корпорации, отнимающие у планеты будущее. Это кино про маленького человека, который застрял между противоборствующими силами и пытается устоять в разобщённом и ожесточённом мире. Вокруг — одни подонки и лжецы. Идеи и лидеры измельчали. Даже героизм у Кэмпбелла рождается не из высокой концепции блага, а из глубоко индивидуальных, даже будничных переживаний. Джоуи не до спасения прогнивших богачей, не до переговоров с экоактивистами, ей вообще нет до всего этого дела — себя бы спасти для начала, потом брата, а дальше — как получится.