Окно в скотный двор: рецензия на фильм «Клинер»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Клинер», Sky Original Film

27 февраля в российский прокат вышел боевик «Клинер» Мартина Кэмпбелла, режиссёра «Казино Рояль». Главную роль сыграла Дейзи Ридли, в чьей фильмографии собрались практически все жанры: от космической эпопеи «Звёздные войны» до фантастики и психологических драм. Не хватает только ромкомов — боевик теперь есть.

Чистильщица окон Джоуи (Дейзи Ридли) застревает на высоте 50-го этажа небоскрёба в центре Лондона, когда здание захватывают экотеррористы во главе с Маркусом Блейком (Клайв Оуэн). Преступники вламываются на вечеринку крупной энергетической корпорации, берут триста заложников и требуют от управляющих признаться в учинённых зверствах против планеты. Наблюдая за событиями из окон, Джоуи нервно пытается прорваться в здание, ведь где-то по этажам бродит её аутичный брат Майкл (Мэттью Так).

После бондианы («Золотой глаз» и «Казино Рояль») и супергероики («Зелёный фонарь») Мартин Кэмпбелл снимал ритмичные криминальные триллеры («Иностранец», «Флешбэк») и парочку не совсем удачных экшенов («Кодекс киллера» и «Грязные ангелы»). Он уверенно чувствует себя в жанре боевика, поэтому не бунтует против его законов и не придумывает новые. Вот и в «Клинере» Кэмпбелл и сценаристы идут проверенным путём, закладывая в фундамент фильма элементы самых популярных экшенов. Небоскрёб, захваченный террористами, одержимыми «высокой» моралью, тема дисфункциональной семьи и подвиг простого человека, случайно оказавшегося в эпицентре опасности, подсмотрены у первого «Крепкого орешка». А борьба героини с высотой и её физически и эмоционально подвешенное состояние навеяны десятками фильмов с Томом Крузом.

Кэмпбелл доводит жанр до стеклянного скрипа, наслаждаясь чистотой своих приёмов и блеском поверхностей, не поспевая выудить необходимый эмоциональный накал из беспроигрышной фабулы.

Кадр из фильма «Клинер», Sky Original Film

Прикосновение классики в «Клинере» чувствуется сразу, но оно грубое, пропущенное через колкие цифровые фильтры. Искренность и естественность вымыты мыльной губкой. Смотришь и волнуешься за героев исключительно по принуждению параллельного монтажа и драматических крупных планов, стараясь сохранить этикет в общении с жанром.

Весь фильм строится на личности Джоуи, поэтому Кэмпбелл сразу противопоставляет её остальному миру. Фильм открывает образ захламлённой кухни её родителей, а затем и её собственной. Одетая в помятую фанатскую футболку The Strokes, Джоуи пробирается через личный житейский хаос и бежит со всех ног на гадкую работу, чтобы в итоге обездвиженно застыть перед лицом гладких и чистых поверхностей возвышенной жизни внутри небоскрёбов. Вероятно, эта раздражающая кристальность и простота — осознанная стратегия. Этакая моральная поддержка героини, моющей окна богачей с утра до ночи и терпящей поганое руководство. А может, упрёк в сторону экотеррористов, пачкающих свои репутации кровью, желая остановить загрязнение Земли, когда добиваться целей можно было чище. Или простое наслаивание понятных метафор для развлечения зрителей.

Кадр из фильма «Клинер», Sky Original Film

Свою чувственную скупость и недостаток остроумия режиссёр компенсирует продуманными деталями и изобретательным экшеном. Террористы символично носят античные театральные маски — они же пришли за истиной. В программе корпоратива числилось цирковое представление, а захватчики разыграли кровавую трагедию. Падший от предательства соратников демократический лидер Маркус уступает место абсолютному злодею — Ноа Сантосу (Таз Скайлар), который эпатажно стреляет по пленникам, вызывая в них «шок и трепет». Но план захватчиков идёт не по сценарию. Джоуи пишет SOS краской по стеклу и поджигает надпись, привлекая внимание полиции и перетягивая зрительское внимание на себя. Она опасно висит на верёвке над пропастью, карабкается по стенам, уклоняясь от бомбы. А Майкл, преодолевая испуг, мчится сестре на помощь, сжимая в руках мини-кувалду, берущую на себя треть напряжения фильма. Ударит этот молот по кому-нибудь или нет и станет ли символом разрушения стены между сестрой и братом?

Из экспозиции мы узнаём, что в детстве Майкла доставал тиран-отец, пока Джоуи лазила по кухонным стеллажам, игнорируя крики из соседней комнаты. Одинаково болезненный, но всё же очень разный опыт разъединил брата и сестру. Воспоминания тяготят Джоуи, а под угрозой смерти, вместе со спецназовскими навыками, что всё это время дремали в её мышцах, пробуждается чувство вины. На этот раз она не отвернётся от брата.

Кадр из фильма «Клинер», Sky Original Film

Мартина Кэмпбелла раздражает, когда в боевиках «теряется география» персонажа и перестаёшь понимать, кто и где находится и что вообще происходит. Для «Клинера» он нашёл неординарное решение. Дейзи Ридли исполняет 90 % трюков самостоятельно, но большую часть фильма её героиня остаётся висеть за пределами основных событий, в одном и том же месте, одна. У Джоуи не так много возможностей для действий: смотреть в окно, наблюдать за происходящим и ждать чуда. Но именно её безвыходное положение раскрывает путанный смысл фильма.

«Клинер» — не про экологическую повестку, иначе шансы у него были бы совсем нулевые. Не про экстремизм или злобные корпорации, отнимающие у планеты будущее. Это кино про маленького человека, который застрял между противоборствующими силами и пытается устоять в разобщённом и ожесточённом мире. Вокруг — одни подонки и лжецы. Идеи и лидеры измельчали. Даже героизм у Кэмпбелла рождается не из высокой концепции блага, а из глубоко индивидуальных, даже будничных переживаний. Джоуи не до спасения прогнивших богачей, не до переговоров с экоактивистами, ей вообще нет до всего этого дела — себя бы спасти для начала, потом брата, а дальше — как получится.