
В российский прокат выходит фильм «Одно целое» — романтический боди-хоррор от сценариста и режиссёра Майкла Шэнкса, который сразу после релиза удостоился сравнения с прошлогодней «Субстанцией» Корали Фаржа. Главные роли в фильме исполнила супружеская пара Элисон Бри и Дэйв Франко, а дистрибьютором выступила студия Neon. Кинообозреватель Оля Смолина рассказывает, как «Одно целое» дестигматизирует понятие созависимых отношений.
«Одно целое» Майкла Шэнкса, наряду с «Прости, детка» Евы Виктор и «Гадкой сестрой» Эмили Блихфельдт, — один из самых обсуждаемых режиссёрских дебютов 2025 года. Фильм начал свой путь на фестивале «Сандэнс» — колыбели независимых кинематографистов и, благодаря невероятным усилиям продюсеров Элисон Бри и Дэйва Франко, быстро оказался под прицелом ведущих американских дистрибьюторов, в числе которых A24, Mubi, Apple TV+, Amazon MGM Studios, Searchlight Pictures. После долгих переговоров права на показ «Одного целого» оказались в надёжных руках Neon, стремительно набирающего популярность поставщика современных хорроров («Собиратель душ», «Титан», «Присутствие»), который придумал фильму вирусное промо, значительно подогрев градус всеобщих ожиданий.
Впрочем, не обошлось и без ложки дёгтя: за пару месяцев до мирового релиза Дэйва Франко, Элисон Бри и Майкла Шэнкса обвинили в плагиате идеи фильма, дело дошло до суда. По версии истца, в 2020 году звёздные супруги ознакомились с практически идентичным сценарием ромкома Better Half, вышедшего в 2023 году, но не выразили никакого интереса к его продвижению. Спустя всего два года на «Сандэнсе» показали боди-хоррор «Одно целое», «который не просто повторил ряд сцен и диалогов Better Half, но и содержал в себе точно такую же дословную отсылку к “Пиру” Платона», — утверждается в тексте документа, оказавшегося в распоряжении Variety. «Одно целое» — далеко не первый случай, когда Элисон Бри обвинили в плагиате (аналогичная ситуация произошла с инди-драмой «Наездница»), что наводит на определённые размышления.

Впрочем, если скандал с плагиатом и ударил по медийной репутации Бри и Франко, то на самочувствии фильма в прокате, вероятно, никак не сказался. Как и «Материалистка» Селин Сон, «Одно целое» Шэнкса поднимает наиболее животрепещущую тему для поколения современных зрителей — построение долгосрочных романтических отношений, — выбирая в качестве метафоры не менее актуальный нынче жанр боди-хоррора. Сценарист и режиссёр фильма Майкл Шэнкс идёт по протоптанному пути дебютантов, используя в качестве сюжетного лекала фильма личный — пусть и не столь психоделический — опыт брачных отношений, срок которых насчитывает целых 16 лет. Будучи супругами в жизни, Элисон Бри и Дэйв Франко создают прочную эмоциональную связь между персонажами и зрителями, стирая и без того эфемерную грань между кино и реальностью.
Главные герои «Одного целого» — молодая пара Милли (Бри) и Тим (Франко) — переезжают в тихий пригород в надежде, что перемены помогут им выбраться из затяжного любовного кризиса. В их отношениях нет близости, каждый живёт сам по себе: Милли преподаёт в начальной школе, а Тим записывает музыкальные демки для своей рок-группы. Первый за долгое время совместный досуг заканчивается катастрофой: во время прогулки по лесу пара проваливается в пещеру, которая когда-то служила храмом для неизвестного религиозного культа. Проведя ночь в сырых, обшарпанных стенах, Милли и Тим возвращаются домой, однако ничего уже не будет так, как прежде. По неизвестной причине пару словно магнитом начинает тянуть друг к другу. Внезапный всплеск страсти быстро превращается в телесный кошмар: Милли и Тим не просто вожделеют друг друга, они буквально сливаются в единое целое.
Не претендуя на новое слово в жанре боди-хоррора, «Одно целое» презентует себя в первую очередь как чёрная комедия об отношениях, токсичное влияние которых определяется лишь фокусом самого смотрящего. Шэнкс, очевидно, собаку съел на принятии ближнего своего — его брак перенёс свои взлёты и падения. Возможно, по этой причине ему совсем не интересно разного рода морализаторство. Шэнкс не вешает на своих героев ярлыки, избегает любых нравственных уроков.

Подобно Стивену Шейнбергу, создателю одного из лучших ромкомов нулевых «Секретарша», Шэнкс пытается отказаться от любого мерила «нормальности» романтического союза, предлагая героям нестандартный сценарий достижения того самого пресловутого «и жили они долго и счастливо».
В случае Милли и Тима любое стремление зацепиться за кусочек индивидуальности, отстоять свое личное «я» в отношениях приводит не просто к охлаждению интереса партнёра, а к тотальной потере контакта с ним. В конечном счёте оба боятся утратить себя и случайно прожить жизнь второй половинки. Но правда, как это часто бывает, оказывается где-то посередине.
При невероятно трезвом посыле «Одно целое» едва ли реализовывает себя в каноне боди-хоррора. Шэнкс использует классические жанровые инструменты — трещащие по швам кости и выворачивающиеся позвоночники — в качестве банальных «джампскейров», в лучшем случае — как метафору созависимости, которая в фильме имеет скорее терапевтический эффект, нежели токсичный. Без возможности сбежать друг от друга — ментально и физически — герои распаковывают спрятанные на дальней полке чувства и просто позволяют себе быть открытыми. На первый взгляд противоречивая мысль Шэнкса — в современной поп-психологии именно созависимые отношения принято считать разрушительными — приобретает абсолютно иные формы в свете конкретной истории. А финал фильма и вовсе ощущается счастливым, кажется, эта пара и правда создавалась на небесах.