
В российских кинотеатрах громкая голливудская премьера — боевик с Аной де Армас «Балерина», который расширяет вселенную «Джона Уика». Герой Киану Ривза играет в сюжете важную роль. Максим Ершов делится впечатлениями об одном из лучших боевиков года и предрекает фильму продолжение.
Вооружённые люди в масках убили отца (Диего Кастанеда) юной Евы Маккаро (Виктория Комте). Папа был втянут в криминальный мир и явно не был подарком, но никаких подробностей его деятельности девочка не знала. Ева смогла запомнить лицо лидера наёмников. Как выяснилось много лет спустя, подчинённые называют его Канцлером (Гэбриел Бирн). Маленькая Ева поклялась отомстить и попала под опеку цыганского мафиозного клана «Руска Рома». Девочка упорно занималась как балетом, так и в тире. Под чутким присмотром директрисы академии (Анжелика Хьюстон) Ева превратилась в высококлассную наёмницу. Прошедних школу «Руска Рома» девушек называют Кикиморами. Да, в фильме к героине де Армас несколько раз так и обращаются. Во взрослом возрасте желание отомстить за смерть отца никуда не улетучилось. Ева припомнила на запястье одного из убийц отметину в виде креста и объявила войну могущественному преступному синдикату, круша всех на своём пути.

Впервые разговоры о расширении вселенной «Джона Уика» послышались ещё в 2017 году. Юный сценарист Шейн Хаттен посмотрел трейлер второй части экшен-франшизы с Киану Ривзом в главной роли и сел писать фильм о балерине-наёмнице. Картина находилась в производстве несколько лет, а к работе над сценарием, чтобы придать истории хотя бы щепотку женской оптики, привлекалась Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды» и «Солтберн»). Режиссёром «Балерины» значится Лен Уайзман, много лет назад прославившийся дилогией «Другой мир», но в последние годы работающий на телевидении. По слухам, продюсеру и режиссёру всех четырёх «Джонов Уиков» Чаду Стахелски не понравилась недостаточно динамичная версия Уайзмана, и постановщик доснял несколько сцен, чтобы фильм не проседал по экшену.
Первый «Джон Уик» появился на экранах в далёком 2014 году. Боевик о мстящем киллере поставили дебютанты Чад Стахелски и Дэвид Литч. Оба до пробы себя в режиссуре были каскадёрами и придумывали трюки для остросюжетных фильмов. На руках у молодых авторов было всего 20 млн долларов — смешные деньги для экшена, но дебютанты прекрасно знали, чего хотели. И Стахелски, и Литча утомил свойственный боевикам XXI века клиповый монтаж и постоянное мельтешение дерущихся героев. Режиссёры сделали ставку на длинные дубли, плавное движение камеры и продуманную хореографию боёв. Благодаря новому для современных боевиков визуальному языку франшиза стала феноменом.
«Балерина» расширяет вселенную, но это не первый спин-офф «Джона Уика» — в 2023 году на Peacock вышел мини-сериал «Континенталь», события которого развивались за почти что 40 лет до действия первого фильма. Ева Маккаро открывает охоту на Канцлера между третьим и четвёртым «Джоном Уиком». И в элитных отелях, и на складе с оружием поговаривают, что Кикиморе предстоит сражаться не просто с преступным синдикатом, но с настоящей сектой, которая поселилась в живописной деревушке среди Альп.

«Джон Уик» полюбился киноманам точно не из-за поражающего воображения сценария. В первом фильме у ушедшего на пенсию киллера убили любимую собаку, которую супругу подарила жена перед смертью. Расстроенный Джон жестоко мстил за пса, у Евы ставки вроде бы даже выше, всё-таки девочка стала свидетельницей убийства отца. Есть в сюжете пересечения со вторым сезоном проекта «Одни из нас». Месть — классический повод для запуска маховика насилия в боевиках, никого из поклонников жанра «Балерина» зачином не удивит. Однако, как и «Джона Уика», фильм Уайзмана смотрят не ради сомнительных пафосных диалогов и простеньких сюжетных поворотов, важен экшен. В спин-оффе нет погонь, зато хватает драк и перестрелок в различных локациях. Обычно Ева в меньшинстве, но сдаваться не собирается. Под рукой оказываются катана, ледоруб, лезвие конька, гранаты, мины направленного действия и огнемёт. Про банальные пистолеты и ножи можно не вспоминать. Ближе к финалу на помощь Еве на пару сцен приходит коллега Уик. От качества постановки боёв захватывает дух, а киноязык картины вторит предыдущим частям франшизы.
Кажется, вселенной «Джона Уика» нужен большой экран. Если «Континенталь» на стриминге прошёл почти незаметно и мало чем впечатлил поклонников, то «Балерина» доказывает, что франшиза может развиваться и без титульного персонажа. Да, персонаж Ривза зрителям точно пока ближе, чем героиня де Армас, но по уровню экшена новая часть не уступает предыдущим картинам. Странный мир, в котором конкурируют преступные синдикаты, а киллеры всегда вежливы и одеты с иголочки, по-прежнему манит. Остросюжетная франшиза точно не умрёт в ближайшие годы. Бюджет «Балерины» оценивается в 80–90 миллионов. Кажется, провалиться в прокате фильм не сможет, а если станет хитом, то возвращения Евы Маккаро нам не избежать. Пусть хрупкая девушка с балетным прошлым вновь даст жару самовлюблённым мужланам. Поделом.