
В ночь с 26 на 27 ноября на Netflix вышли первые четыре эпизода долгожданного и заключительного пятого сезона «Очень странных дел». Неукротимый Векна пропал, но кошмар продолжается. Герои вместе пытаются освободить Хоукинс и друг друга от потусторонних чар Изнанки, военных тайн и неизбежного апокалипсиса. На этот раз никаких «Подземелий и драконов» и наивности — чистый хардкор.
Вторая половина сезона выйдет 25 декабря, а в новогоднюю ночь грядёт финальный эпизод, для которого создатели, братья Мэтт и Росс Дафферы, припасли «самую жестокую смерть» в истории шоу. Карина Назарова без критических спойлеров делится впечатлениями о старте сезона — уже достаточно мощном.
Что происходит в новых сериях?
В четвёртом сезоне герои порознь сражались с Векной (Джейми Кэмпбелл Бауэр), рискуя жизнями ради близких. Безуспешно: злодей покорил Хоукинс и утащил душу Макс (Сэди Синк) в своё логово, а сам бесследно исчез с радаров. За почти полтора года и тридцать спусков в Изнанку Хоппер (Дэвид Харбор) так и не нашёл повелителя параллельного измерения. С каждой вылазкой задача усложняется, ведь город оцеплен военными с автоматами, передвижение жителей под жёстким контролем, как и порталы в другой мир. Солдаты обитают по обе стороны: вокруг особняка Генри Крила и внутри Изнанки развернулись огромные секретные базы и лаборатории, управляемые зловредной докторкой Кей (Линда Хэмилтон — Сара Коннор из «Терминатора»).

В остальном ничего не изменилось. Жизнь идёт своим чередом. Дети ходят в школу, где их, как обычно, буллят задиры и караулят подозрительные лица, а родители — на работу. Только не Джойс (Вайнона Райдер). Потеряв дом и переехав к Уилерам вместе с сыновьями, по утрам женщина помогает Хопперу тренировать Одиннадцатую (Милли Бобби Браун), за которой охотятся военные, а днём и вечером караулит Уилла (Ноа Шнапп) — отважный тинейджер уж больно рвётся в бой. Джонатану в этом плане проще: мама без волнения отпускает его патрулировать улицы. Впрочем, в новом сезоне тоску и гнетущее одиночество носит в себе Дастин (Гейтен Матараццо). В футболке «Адского клуба» парень переживает свой переходный возраст: в скорби по умершему Эдди он отрастил маллет и потерял былую улыбку, как Макс (Сэди Синк) в четвёртом сезоне. Бедняжка так и остаётся в коме, и Лукас (Калеб МакЛафлин) не оставляет попыток её пробудить.
Весельчаки Стив (Джо Кири) и Робин (Майя Хоук) теперь работают на радиостанции; принимают в гости Мюррея Баумана (Бретт Гельман) с фурой мемов и боеприпасов. А заодно шлют зашифрованные приветы остальным — красноречивая песня Дайаны Росс Upside Down по радиоволнам пробирается к героям, созывая их из разных уголков города. И вновь Майк (Финн Вулфхард) по-лидерски курирует поход Хоппера в перевернутый Хоукинс; расставляет игральные фигурки на реальной карте, распределяя роли. Однако на 31-й раз проверенная схема даёт сбой. Близится 6 ноября 1987 года. К годовщине пропажи Уилла исчезновения и мистика закручиваются в новую спираль.
Как ощущается 5-й сезон? И что изменилось?
За исключением пугающей экспозиционной сцены-флешбэка, открывающие полчаса нового сезона плавно погружают в быт городка и подростков — всё ещё уютный и открыточный, несмотря на ужасные обстоятельства. Герои чудом настраивают жизнь в условиях изоляции и военного террора. Как всегда, второпях жуют вафли на завтрак, суетливо седлают велосипеды и летят в школу сквозь американскую дремлющую субурбию, озарённую тёплой палитрой осени. Ни слова про «Подземелья и драконов» — детство действительно кончилось. Выбор развлечений незавидный: ползать по подземным туннелям; в стелс-режиме разглядывать военные объекты, требующие ответной слежки; спасать детей, будучи детьми; нестись сломя голову по ночным дорогам — от демогоргонов и за ними.




Четвёртый сезон завершился на эмоциональном пике под балладу Кейт Буш, горькие слёзы и трогательные объятия разбитых героев. Так что стартует новая часть сериала с уже накопленным багажом эмоций, тревог и проблем. Братья Байерс страшатся быть отвергнутыми, а Нэнси — пророчества Векны. Хоппер боится потерять Оди и наоборот. Супердевочку и Майка вновь разделяет пространство, и каждый их разговор напоминает прощание. Видно, что за пару лет герои, как и мы, устали бороться с ветряными мельницами, что отражается на их лицах и в поведении — часто раздражённом, нетерпеливом и иногда невнимательном. И всё равно они продолжают сутками планировать, тренироваться, готовиться к худшему с надеждой на лучшее. И действуют без оглядки на страх и инстинкт самосохранения.
Резво переключаясь с одной линии на другую, сериал грамотно оттягивает напряжение, вплетая комедийные сцены, скабрёзные шуточки и разговоры по душам. Странные дела по-прежнему творятся между Стивом, Нэнси и Джонатаном — адреналиновая и требовательная реальность глушит все романтические сигналы. Их любовный треугольник вот-вот распадётся и уже не вписывается в окружность сюжета (а тот и правда делает круг). Пока одни ссорятся, удивительно добрая и тёплая дружба завязывается между чуткой умницей Робин и замкнутым Уиллом, разделяющими одну обаятельную улыбку и одно место в мире на двоих. «Зомби-мальчик» — или Связной Векны, как бы написали на форумах Reddit, — мужественно врывается на первый план и наконец находит себя и свою роль в повествовании.

Как и герои, сериал тоже крепчает. Ему уже не по росту детская наивная интонация. Ещё в прошлых сериях «Очень странные дела» выглядели как ностальгический сборник разных жанров, элементов поп-культуры, скорых ветров и течений кино, моды и музыки 1980-х. Дафферы миксовали панк и синтипоп, подростковые мелодрамы с научной фантастикой и ужасами. А сегодня вдруг зарифмовывают сюжет сериала с реальным противостоянием военных и гражданских, с гнётом тотальной слежки и флёром апокалипсиса. Всё это знакомо сейчас, пожалуй, всем зрителям Netflix, живущим, по сути, в одном измерении Паноптикума.
Новые приветы из прошлого
В этот раз на экране вместо милой и в меру жуткой фантастики чистый экшен-хоррор с элементами фэнтези, могучими демогоргонами и иммерсивной съёмкой от их лица. Едва ли хоть кто-то в 2025 году снимал ужастик страшнее. Ещё бы: на производство сезона Netflix выделил в общей сложности около 480 миллионов долларов (рекордных для телеиндустрии). Шоураннеры Мэтт и Росс Дафферы вложили щедрый бюджет в роскошную компьютерную графику, детали декораций, неожиданную смену локаций и более экспериментальную операторскую оптику. А ещё — в обожаемого братьями режиссёра Фрэнка Дарабонта («Побег из Шоушенка», «Мгла»), снявшего третий эпизод одновременно в духе «Один дома» и «Декстера». Там же появляется новый замечательный персонаж Дерек (Джейк Коннелли) — вылитый Эрик Картман, только из 1980-х.

Дафферы уже без стеснений и чуть в лоб заполняют историю отсылками к кино и пасхалками, чуть грубее играя с вниманием зрителей. В нужный момент в сцене появятся: тессеракт, фантастический роман «Излом времени» Мадлен Л`Энгл и лекция по физике от мистера Кларка (Рэндолл П. Хевенс) — конечно, о кротовых норах, пространстве и времени. Догадаться, в какую сторону движется сюжет сезона, нетрудно. Тем более Дафферы использовали практически всё крутое из 1980-х, кроме «Назад в будущее». Впрочем, подтверждая одни фанатские теории, сценаристы развенчивают другие и провоцируют новые. Поэтому предугадать, куда завернёт тюнингованная BMW Стива и что поджидает за поворотом, невозможно.
Смотрите также: Отсылки в сериале «Очень странные дела» — от «Звёздных войн» и Кинга к «Франкенштейну»
Традиционно первые серии — всего лишь насыщенная завязка для будущего сдвига эмоционального тона и содержания сериала. Но уже на старте сезона «Очень странные дела» накапливают достаточно конфликтов и вопросов, которые любимые персонажи в диалогах специально повторяют по несколько раз — и хорошо, лишь бы подольше оставались живыми.









