В Выборге на 32-м фестивале «Окно в Европу» прошла премьера сериала «Столыпин» режиссёра Алексея Андрианова. В новой программе киносмотра «Сериальная пауза» всего три проекта, и «Столыпин» — флагманский из них. Потому что два других сериала, «Эль Русо» и «Киборг», так или иначе уже «звучали» на фестивалях: были показы и эпизода целиком, и рабочих материалов. «Столыпина» же продемонстрировали впервые. Сразу скажем, что все три сериала программы в Выборге поддержаны Институтом развития Интернета (ИРИ).
Поделимся впечатлениями от первых двух серий. Целиком «Столыпин», по словам продюсеров, ещё не готов. Но его намерены завершить и показать уже в новом сезоне — осенью. Площадка — онлайн-кинотеатр ВГТРК «Смотрим» и телеканал «Россия». «Столыпин» продолжает ряд статусных, масштабных крупнобюджетных сериалов. Сравнение с такими, как «Союз спасения», «Плевако» (он также ещё не вышел), напрашивается само собой. Тем более что режиссёр Андрианов известен такими мегасериалами, как «София», «Годунов», «Грозный»… «Столыпин» встраивается и в этот ряд. Судьба исторических личностей как предмет для исследований, как пример, как перекличка с днём сегодняшним. Говоря о «Столыпине», вспоминается и сериал «Шаляпин» — тем более что представлять проект в Выборг вместе со съёмочной группой и исполнителем роли Столыпина Александром Устюговым приехал и актёр Александр Горбатов. Причина проста — в сериале есть сцены с Шаляпиным, которого продолжает играть Горбатов. Он же исполнял главную роль — напомним — в одноимённом сериале.
В этом году в Сети вышел также поддержанный ИРИ сериал «Клипот» о молодёжной террористической группировке в небольшом городе. Действие происходит практически в наши дни — за несколько лет до настоящего времени. Если охарактеризовать одним предложением, «Клипот» выглядит репетицией «Столыпина». Почему — будет понятно из написанного ниже.
В первых двух сериях о самом главном герое Петре Аркадьевиче Столыпине мы узнаём не так уж много и косвенно. В основном со слов других персонажей. В прошлом — его переезд из Саратова в столицу, Санкт-Петербург. В настоящем — пост министра внутренних дел, выступления в Думе, попытка навести порядок в стране. Публичные речи перед государственными мужами — самые яркие сцены со Столыпиным в первых двух сериях. Особенно запоминается та, где он защищает своих подчинённых, которые «пачками» гибнут в борьбе с анархистами и революционерами в неспокойной, раздираемой противоречиями и конфликтами стране. Но есть ещё и кульминационный эпизод в начальных эпизодах сериала. Столыпин встречается с главой революционной ячейки (человека с анархией в глазах блестяще играет Павел Попов). Правда, Столыпин не знает, кто перед ним, — бунтаря ему представили как предпринимателя. «Бизнесмен», как бы сейчас сказали, провоцирует Столыпина, напоминая тому, что в Саратове он порядок наводил весьма жёстко. На что Столыпин ему отвечает, что, когда опасная толпа ломится в дверь, нужно браться за ружьё.
…При просмотре сериала ловишь себя на мысли, что прошли те времена в российском кино, когда рабочий класс изображали героями: эти люди боролись с угнетением и царизмом за свою свободу. Сейчас революционеров, как и декабристов, показывают иначе, с основным посылом: не нужно расшатывать позиции власти и ратовать за беспорядки в стране: все мы знаем, к чему это приводит. Сюжет первых двух серий сводится к подробному показу революционной ячейки. Как эти люди ведут себя друг с другом (нечестно и грубо), как безжалостно замышляют покушения и теракты, как предают и подставляют, спасая свои шкуры. На что готовы пойти, на какие жертвы, чтобы прославиться и закрепить своё имя в веках. По видению авторов сериала, все они геростраты, сжигающие храмы.
Главный герой эпизодов носит подпольную кличку Доктор, его играет Юрий Насонов. Молодой человек, который на первый взгляд свято верит в идеалы революции, но в процессе опасной игры начинает в них сомневаться. К тому же он влюблён — в старшую дочь Столыпина Марию. Чувство платоническое — эпистолярное, они пишут друг другу письма. Тема «Сирано де Бержерака», трагедии Эдмона Ростана, явно не давала покоя сценаристам «Столыпина». Имя Сирано также звучит из уст Доктора. Молодого революционера используют все — жандармерия (яркий жандарм сыгран Борисом Каморзиным), друзья-соратники по ячейке…
Не удивляйтесь такому заявлению, но в сериале «Столыпин» мощно звучат темы «Слова пацана». Пацаны не извиняются, революционеры тоже. Подчёркнут экономический аспект: революция хорошо финансировалась. Тут невозможно не вспомнить сериал «Демоны революции», да и «Бесы» Достоевского приходят на ум. Однако мистическо-эзотерический момент припасён авторами к концу второй серии. В ней один за другим сеансы гипноза от того, кто привёз основной финансовый куш для устройства переворота в стране из-за рубежа от друзей-товарищей. Думается, что второй план и прояснять не надо. Сразу понятно, кто кого зомбирует и гипнотизирует. И в зомби превращается новое поколение, жаждущее перемен.
Несколько слов и о женских ролях в сериале. Героини словно разделены на чистых и нечистых (модная тема в отечественном сериалостроении, если вспомнить сериал «Чистые»). Первые — это пять дочерей и жена Столыпина. В белых одеждах, за домашним столом… Сцены с ними словно отсылают к ранним фильмам Никиты Михалкова. Женщины — боевые товарищи не светлы. Их можно условно разделить на типы «Надежда Крупская» (Дарья Коныжева) и «Инесса Арманд» (Стася Милославская). В утрированном, разумеется, виде. Почему на ум приходит такое сравнение? Потому что герой Павла Попова вызывает прямую ассоциацию с Владимиром Ильичом Лениным. Хотя старшего брата по сюжету убивают у основного героя сериала — у Петра Аркадьевича Столыпина…