«Бабули»: ресторанная сказка с Винсом Воном по мотивам реальной истории

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Сьюзан Сарандон в фильме «Бабули», кадр: Netflix

На Netflix вышли трогательные «Бабули» — реальная история рождения одного хитового нью-йоркского ресторана, в котором шеф-поварами стали бабушки со всего света. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как фильм по мотивам этого удивительного стартапа прослеживает его путь к сердцам и желудкам своих посетителей.

Джо Скаравелла (вернувшийся к драматическому образу Винс Вонс) фактически вырос в «Маленькой Италии» — той части Нью-Йорка, в которой нашли новую жизнь выходцы из солнечной страны, привёзшие в Америку свои традиции, культуру и… кухню. С ранних лет Джо усвоил важнейшее правило еды: пища — это искусство, раскрывающее в людях лучшее, сближающее их и украшающее жизнь, полную потерь и испытаний. Но, вопреки ощущению большой семьи, «разбросанной» на несколько районов в округе, ко взрослой жизни Скаравелла добрался полным одиночкой. Он работает автомехаником, у него нет семьи (только близкая пара друзей в исполнении Дреа де Маттео из «Клана Сопрано» и Джо Манганьелло из «Супер Майка») и никаких планов на будущее.

Когда умирает любимая мама героя, обучившая его заветам душевной кухни, Скаравелла начинает действовать. Оставленное мамой небольшое наследство он решает превратить в кулинарный памятник — открывает на Стейтен-Айленде ресторан в её честь, который называет Enoteca Maria. Заведение изначально кажется убыточным, в ресторанном деле Джо ничего не смыслит, а запуск бизнеса кажется не продуманной стратегией, а импульсивной ошибкой. Но Джо не сдаётся, ведь у него есть мечта — привлечь к готовке итальянских бабушек, в окружении которых рос сам и чья кухня знакома с детства всем окружающим. Для этого он подключает лучших из лучших — команду голливудских легенд в лице Сьюзен Сарандон, скорсезевской музы Лоррейн Бракко, звезды «Крёстного отца» Талии Шайр и оскароносной Бренды Ваккаро.

«Бабули», кадр: Netflix

Казалось бы, что может быть лучше еды, приготовленной с любовью тех, для кого ты всегда был самым близким человеком на свете? Вот только сказочный концепт быстро разбивается о суровую реальность: деньги заканчиваются, ресторанные критики игнорируют приглашения Скаравеллы, а местные конкуренты саботируют бизнес героя, рискующий вот-вот прогореть.

«Бабули» так бы и воспринимались очередной модерн-сказкой Netflix, если бы не тот факт, что сценарий фильма основан на реальной истории. Настоящий Джо Скаравелла действительно рос в окружении женщин, матрон его семьи: бабушки и мамы. Они действительно привили ему любовь к хорошей еде, способной исцелять сердца и души. И он на самом деле около 15 лет назад открыл собственное заведение с оригинальным концептом — для посетителей готовят настоящие местные бабушки. Спустя некоторое время ресторатор расширил кулинарную географию своего меню, включив в него блюда из других стран. А в 2015-м на его кухне оказались бабушки со всего мира.

То, что для многих казалось странным и заведомо убыточным, обернулось успешным бизнесом. Настолько, что реальная Enoteca Maria открыта и процветает до сих пор. Это настоящее семейное дело, построенное по принципу, что лучшая кухня — та, где заведуют бабули, вкуснее которых не готовит никто. Отбросив ещё на старте идею привлечения профессиональных шеф-поваров, Скаравелла создал с нуля бизнес, которого не бывало. Конечно, эта сказка из реальной жизни давно просилась на экраны. И неудивительно, что все причастные к её адаптации поверили в проект с такой же силой, как Джо — в свой ресторан.

Винс Вон в фильме «Бабули», кадр: Netflix

Винс Вон не только сыграл главную роль (и это одна из лучших работ в карьере актёра, где он играет тихо, сдержанно и с большой душой), но и выступил исполнительным продюсером. А снял ленту не меньший сказочник Стивен Чбоски, на чьём счету трогательный «Хорошо быть тихоней» и совсем уж пронзительное «Чудо» с Джулией Робертс и Джейкобом Тремблеем. Привлечение Чбоски кажется идеальным выбором: режиссёр любит истории про аутсайдеров, которых не принимает окружающий мир, но которым удаётся это внешнее сопротивление переломить. А песнь безумству своих героев-храбрецов он всегда поёт с особым трепетом и заботой.

И поскольку в разговоре про «Бабуль» сложно избежать кулинарных аналогий, стоит честно признать, что новая работа Чбоски — не просто кино, а тёплый мёд. Его фильм получился согревающим, но не приторным; душевным, но не дёшево сентиментальным; искренним, но не манипулятивным. Взяв реальную историю неутомимой веры одного человека в свою мечту, Чбоски превращает её в гимн всем одиночкам, сумевшим одолеть собственные страх и сомнения. Но гимн этот лишён помпезности и отвлекающего шума, что кажется совсем несвойственным подчёркнуто громкой итальянской культуре.

Сьюзан Сарандон и Лоррейн Бракко в фильме «Бабули», кадр: Netflix

Так же внимательно и уважительно картина обходится со своими реальными прототипами. «Бабули» не только отмечают вклад женщин в успех бизнеса Скаравеллы, вынеся их в название, но и чествуют по ходу развития сюжета. Джо экранный и настоящий всегда подчёркивали, что Enoteca Maria — ресторанное чудо, случившееся только благодаря вкладу женщин. Воспитанный ими герой часто в жизни и на экране обращается к их наследию: будь то семейные рецепты или жизненные наставления. Это редкий кулинарный фильм, не настаивающий на торжестве мужского доминирования на кухне: обычной или высокой. Следом за тем, как Скаравелла чтит память своих любимых женщин (бабушки и мамы), фильм о нём отдаёт должное всем женщинам, оказавшимся в орбите его уникального ресторана.

Известная книжная серия «Куриный бульон для души», относящаяся к спорной поп-психологии, неслучайно в своём названии ссылается на кулинарию. Путь не только к желудку, но и сердцу человека лежит через ту любовь, которую мы закладываем в приготовленную для него еду. «Бабули» эту бесхитростную мысль не только напоминают, но превращают в своё фирменное блюдо: годы идут, мы теряем близких, а с ними и частицу себя, но память о них хранится не только в фотоальбомах, а и в любимой еде. Получилось трогательное и сделанное по высокому стандарту кино, в котором еда — важный мостик между людьми. Но еда ничто без этих самых людей: тех, кто её заботливо приготовит, и тех, кто сумеет это с благодарностью оценить.