«Ночная сучка»: оборотни в декрете

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Ночная сучка», Searchlight Pictures

В Сети появилась «Ночная сучка» — киноадаптация пандемийного бестселлера о послеродовой депрессии с элементами боди-хоррора и магического реализма. Рассказываем, о чём лает двукратная обладательница «Золотого глобуса» Эми Адамс и почему Мариэль Хеллер — не самый подходящий постановщик для романа Рейчел Йодер.

Мать (Эми Адамс) малыша-двухлетки (близнецы Арли и Эмметт Сноудены) злится и горюет каждый раз при виде молодых и стройных. А ещё когда муж (Скут Макнэйри) ведёт себя как беспомощный ребёнок, не способный донести полотенце до сушилки. А ещё при мысли, что её тело и жизнь никогда не будут такими, как прежде. Мать признаётся, что горюет и злится вообще всё время. И если кто-то начинает раздавать советы о том, что в буднях с малышом просто не хватает структуры и расписания, — за такое можно и убить, это вам любая молодая мать подтвердит. Загнанная «в клетку собственного творения» героиня постепенно звереет, рычит, плюётся салатом и роет газон, стоя на четвереньках.

Премьера «Ночной сучки» прошла на 49-м Международном кинофестивале в Торонто. В основе сценария — одноимённый бестселлер дебютантки Рейчел Йодер, которая облекла собственную послеродовую депрессию в форму хоррора с элементами магического реализма. Адаптировать роман, права на который были куплены ещё за год до публикации, взялась Мариэль Хеллер, режиссёр милейшего семейного «Прекрасного дня по соседству» (за него Том Хэнкс получил номинацию на «Оскар»). И это уже многое объясняет. В самых общих чертах «Ночная сучка» предлагает взглянуть на материнство как на процесс, неразрывно связанный с насилием. Законы природы и современного социума заставляют её мутировать, становиться кем-то другим и переживать подлинное чувство утраты, расставаясь с собой прежней.

«Ночная сучка», Searchlight Pictures

Окажись в режиссёрском кресле Жюлия Дюкурно, Дэвид Кроненберг или Корали Фаржа, мы получили бы несомненный жанровый хит, погружающий в дебри и ужасы необратимых телесных мутаций. У Хеллер все эти чудеса вроде лишних пар сосков или фурункула с собачьей шерстью выглядят как разыгравшееся воображение художницы, беременной идеей для новой выставки. В итоге, несмотря на своё провокативное название и содержание, фильм, от которого ожидаешь аттракциона в духе «Титана» или «Субстанции», оказывается задушевной беседой женщин о тяготах декрета в лучших традициях «Квартета И», что само по себе неплохо. Жаль только, что в версии Хеллер все эти хвосты, клыки и звериные тушки можно вырезать без ущерба для истории (особенно обидно за кота, убитого бессмысленно и без всякой драматургической необходимости).

“ Материнство — это то, к чему нас не готовили: об этом режиссёр говорит как бы от лица всех женщин (и сложно не согласиться), но говорит в очень предсказуемой и конвенциональной манере.

Нечто подобное за год до Хеллер представила режиссёр Ава ДюВерней в своих «Истоках» — экранизации романа Изабель Уилкерсон «Касты. Истоки неравенства в XXI веке». Обе картины поднимают очень важные темы, но кинематограф для них — это не язык, а всего лишь трибуна. Если оценивать эти фильмы относительно социальной значимости, им место в Зале славы, но с точки зрения художественного мастерства они уместно смотрелись бы на телевидении, в качестве кинематографического аналога «разговоров о важном».

«Ночная сучка», Searchlight Pictures

Эми Адамс играет мать самоотверженно и с полным погружением в материал. Её воображаемые монологи и выразительный лай не оставят равнодушной ни одну пережившую первый декрет зрительницу, а это уже немало. В лучшие моменты «Ночная сучка» работает как виртуальная группа поддержки, в которой Адамс удалось передать всю горечь и ужас от утраты (пусть и временной) собственного я. И хотя все физические и метафизические метаморфозы, произошедшие с героиней, уплощены до пересказа и иллюстрации, но и эта иллюстрация всё ещё наглядная и информативная. По итогу ощущаешь себя обманутым лишь отчасти: да, тебе подсунули лекцию вместо аттракциона, но лекцию занимательную, познавательную и даже снабжённую хеппи-эндом. Можно пойти дальше и нафантазировать, что «Ночная сучка» с её исповедальностью и финальным самоспасением вполне могла бы стать в один ряд с «Дневниками Бриджит Джонс», точнее, стать их продолжением обо всём, что следует после «долго и счастливо».

Возможно, вооружившись солидным арсеналом кинематографических средств, прекрасной литературной основой и личным опытом, Мариэль Хеллер могла бы создать историю-откровение о том, что продолжение рода человеческого — это триллер и боди-хоррор (о чём мы все давно догадываемся), но почему-то она решила ограничиться семейной драмой в собачьей шкуре. Какие из этого следует сделать заключения и выводы? Как в пословице про «хоть шерсти клок»: давно мы не видели Эми Адамс, и на том спасибо.

Читайте также
«Игра в кальмара»: гладиаторы в песочнице
Корейские «голодные игры» продолжаются.
«Партенопа»: великая красота, великое проклятье
Новый опус Паоло Соррентино об Италии и женщинах.
«Последний ронин»: постапокалиптический вестерн с Юрием Колокольниковым
Рассказываем о том, каким получился дебютный полный метр клипмейкера и синефила Мак...
«Злая»: рецензия на мюзикл про ведьм страны Оз
Почему прогулка по дороге из жёлтого кирпича — хорошая идея.
Также рекомендуем
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианн...
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
Возможные грядущие экранизации масштабного фантастического цикла.
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианн...
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
Возможные грядущие экранизации масштабного фантастического цикла.

Последние новости

«Моана 2» всё-таки доберётся до заветного миллиарда
Мультипликационный блокбастер сильно выправил собственное положение в прокате.
Новогоднее настроение в аниме: 6 проектов, пропитанных зимой
Японские произведения, передающие новогоднее настроение.
«Бруталист», «Эмилия Перес» и «Сёгун» победили на «Золотом глобусе»
Но главной неожиданностью стала лучшая актриса драмы.
Постапокалиптический мюзикл «Конец света» выйдет онлайн 10 января
В главных ролях Тильда Суинтон, Джордж Маккэй и Майкл Шеннон.
«Ночная сучка»: оборотни в декрете
Нетипичный взгляд на послеродовую депрессию.
00:00