Ничей «Праздник». Зинаида Пронченко посмотрела ту самую «комедию о блокаде»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

31 декабря 2018 года в 15:00 по Москве (полночь в Петропавловске-Камчатском) Алексей Красовский должен был открыть для свободного просмотра картину «Праздник». Но премьеру перенесли из-за трагедии в Магнитогорске. Тем не менее в историю картина, видимо, войдёт именно из-за того, что с ней приключилось в 2018-м. Именно «Праздник», внезапно, стал самым скандальным русским фильмом года, эдаким правопреемником «Матильды» Алексея Учителя из 2017-го. Обе ленты оскорбили чувства чиновников ещё на этапе создания, обе пытались запретить не глядя. Обе посмотрела Зинаида Пронченко и обе, увы, по её мнению, продемонстрировали схожий художественный результат.

Кадр из фильма «Праздник», реж. А.Красовский

Итак, «Праздник», господа присяжные заседатели. Вводные давно известны из газет. Блокадный Ленинград, 31 декабря 1941 года. Семья Воскресенских в шикарном загородном доме готовится к празднику. На стол мамаша в папильотках (Алёна Бабенко) ставит продукты из спецпайка: сало, баранки, хлеб и даже курицу. Пир во время чумы обеспечил папаша (Ян Цапник), нелепый интеллигент с козлиной бородкой, глава секретной лаборатории микробиологии. Остальные действующие лица: «маменькин сынок» Денис (Павел Табаков), легкомысленно притащивший домой случайную знакомую Машу из бомбоубежища (Ася Чистякова), и «папина дочка» Лиза (Анфиса Черных), самовольно пригласившая нового ухажёра Виталия (Тимофей Трибунцев). Где-то в глубинах второго этажа обитает ничья бабушка, когда ей что-то нужно — вынести горшок или принести воды — она стучит клюкой по полу.

Эта тёплая компания на протяжении полутора часов сначала будет разыгрывать водевиль — и перед незваными гостями, оправдываясь за гастрономическое изобилие, и друг перед другом, ведь семейной идиллией у Воскресенских даже не пахнет — затем активно саморазоблачаться. Каждый под бой курантов обнаружит свою истинную сущность и намерения.

Новую работу режиссёра Алексея Красовского мы бы могли и не заметить, если бы ситком в блокадных декорациях в очередной раз не оскорбил чувства каких-то бдительных людей наверху, которые, как загадочная бабушка из фильма, слышат звон и тут же колотят палкой, словно умалишённые. Так, например, депутат Госдумы Сергей Боярский назвал картину Красовского кощунством и пообещал сделать всё возможное для её запрета. Лично для Сергея Михайловича сообщаем, чтобы он пора-пора-порадовался: ничего кощунственного в «Празднике» нет. Вряд ли неубедительная игра актёров, особенно младшего поколения, а также очевидная вялость интриги может расцениваться как преступление против человечества.

Внешне «Праздник» — типичная комедия положений (большинство гэгов предугадываешь в затакте). Чёрной она становится только из-за единства локации и подотчётного периода. Собственно, основной аргумент поборников нравственности, как и в случае со «Смертью Сталина»: люди умирали, а вы зубоскалите. Любопытно, что противники фильма Иануччи так и не уточнили, например, о смерти каких именно людей пекутся: о жертвах репрессий или об их палачах. С блокадой, конечно, всё понятнее. Но, внимание, вопрос. А ежегодно на деньги налогоплательщиков реконструировать страдания нации, делать из ВОВ дорогостоящий аттракцион — это не святотатство? Зарабатывать на духоподъёмных спекуляциях, оккупируя намертво праздничный прокат бездарными одами броне и гусеничному ходу, — это не цинизм?

Смеховая культура современной РФ устроена таким хитрым образом, что самое уморительное, держите меня семеро, регулярно происходит в реальности. Условный Децим Юний Ювенал сидит во власти. Его шутки всегда удачные, гораздо смешнее любых пародий на YouTube. Что называющие себя профессиональными юмористами люди могут противопоставить истории про «шпили-вили» или фуражке Золотова? Вот именно, ни… И в наступающем 2019-м, есть подозрение, искусство также будет не поспевать за жизнью, проигрывать ей по всем фронтам. Так почему тогда нельзя — кесарю кесарево, а всех остальных просто оставить в покое?

Читайте также
Это не заело, это хаус: «Хрусталь» и девяностые
В российском прокате лучший русскоязычный дебют года и главный белорусский фильм за последние лет эдак двадцать — «Хрусталь» Да...
Война и мир: «Книга образа» Годара в сети
В день рождения Жан-Люка Годара, 3 декабря, сайт MUBI открыл для просмотра последний фильм режиссёра «Книга образа» — самую радикальную картину...
Тихое место: в прокате «Спитак» Александра Котта
На российские экраны выходит фильм Александра Котта («Брестская крепость», «Троцкий») о спитакском землетрясении, унесшем более 25 тысяч челове...
«Три лица» Джафара Панахи: расширение пространства борьбы
В прокате новый фильм Джафара Панахи — иранского режиссёра, снимающего кино, несмотря на судебные запреты и ограничения передвижения вплот...
Мужикам тут не место — в прокате «Вдовы» Стива Маккуина
На российских экранах — «Вдовы», новая лента художника и режиссёра Стива Маккуина («Стыд», «12 лет рабства»). Осенью фильм стал безусловны...
Феминизм в мешке: Зинаида Пронченко осмысляет сериал «Обычная женщина»
Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, увы, не стала сенсацией. Широкую аудиторию не&nb...
Также рекомендуем


Умер Олег Табаков. Ему было 82 года. Более шестидесяти из них он посвятил профессии. Актёр, режиссёр, п...
Вспоминаем историю становления главного противника Бэтмена перед просмотром «Безумия на двоих».


Умер Олег Табаков. Ему было 82 года. Более шестидесяти из них он посвятил профессии. Актёр, режиссёр, п...
Вспоминаем историю становления главного противника Бэтмена перед просмотром «Безумия на двоих».

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00