«Не в себе» — ни тебе. Новый Содерберг в кино

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНО ТВ

После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе», снятый за десять дней на айфон. Режиссёр признаётся, что стремился побыстрее закончить проект и забыть о нём. Максим Заговора считает, что примерно так сложится и судьба картины — недолгий прокат и забвение.

Её зовут Сойер (как маньяков в «Техасской резне бензопилой»), и она страдает манией преследования. Спасаясь от сумасшедшего сталкера, девушка переезжает в новый город, устраивается на новую работу и записывается на психологическую консультацию. Последнее — точно зря. Первый же приём станет последним. Её запрут в лечебнице, накачают наркотиками, а среди садистов-врачей обнаружится тот самый психопат. Сойер в аду. Либо не в себе, а всё вокруг — плод её больного воображения.

«Не в себе» создан будто по учебнику «Психологические хорроры для чайников». Неожиданные (на самом деле предсказуемые) сюжетные повороты, игра в «верю — не верю» со зрителем, внутренняя борьба главной героини, критика системы — похожих картин, и хороших, и плохих, мы видели десятки, поэтому в основе промокампании нового фильма Содерберга — не сам фильм, а формализм его автора: снято на айфон, за десять дней, смонтировано на площадке.


Здесь, впрочем, важно уточнить: никакой революции не произошло. Крупные режиссеры давно экспериментируют с гаджетами. В 2001-м Пак Чхан-ук получал в том же Берлине «Золотого медведя» за короткометражную «Ночную рыбалку», снятую на айфон четвёртого поколения, в 2015-м Шон Бэйкер, расхваленный в этом году за «Проект Флорида», влюбил в себя всех рождественской айфон-драмой про транссексуалов «Мандарин».

При этом, в отличие от коллег, Содерберг не стремится этот приём оправдать. Кажется, что он давно увлечён исключительно процессом, сдавая всё новые и новые экзамены самому себе, не особо повышая ставки (интерактивность «Мозаики» была куда радикальнее эппловских шалостей «Не в себе»). Единственная сцена, связывающая форму и содержание, — эпизод, в котором главная героиня использует право на звонок из лечебницы. Выпросив минуту телефонного времени, она не придумывает ничего лучше, чем набрать номер полиции. Хрестоматийные пончик-копы, выслушав сбивчивый рассказ девушки, устало вздохнут, совершат формальный выезд, уточнят, что звонила сумасшедшая, и вернутся в участок. Только здесь Содерберг решается на высказывание или даже на диагноз: в такое время живём — научились снимать кино на айфоны, а как использовать их по прямому назначению — забыли. Некому звонить. Гугл и Тиндер — вот твои, Сойер, лучшие друзья.


В остальном «Не в себе» производит впечатление неважной и необязательной работы прежде всего для самого режиссёра. Может, такое у него сейчас настроение. Содерберг не раз говорил, что разочарован в киноиндустрии, но ведь все несчастные режиссёры несчастливы по-своему. Для кого-то противостояние системе — творческий импульс, для кого-то — обычная хандра. Почти все его последние интервью — страшная скука, где больше всех скучает сам интервьюируемый. Он отвечает заготовленными фразами, отмахивается от вопросов «за жизнь», прячется за иронией и сарказмом. И так же снимает: набирает новые проекты, расщёлкивает их как орешки и берет ещё. Он как птица колибри, вынужденная махать крыльями с частотой 100 раз в секунду, чтоб не упасть. С колибри спрашивать нечего: её суета — вопрос жизни и смерти. Но большой художник мог бы позволить себе амплитуду крыльев, адекватную таланту.

Читайте также
«Тебя никогда здесь не было». Рецензия
В российском прокате один из лучших фильмов года, причём из-за затянувшегося пути до нас — как прошлого, так и нынешнего. Экзистенциальный триллер шотландског...
«Проект Флорида»: Мы, аутсайдеры
В российский прокат вышел один из самых интересных инди-фильмов прошлого года — «Проект Флорида» Шона Бэйкера. Он участвовал в каннск...
На дне: в прокате — «Погружение» Вима Вендерса
До российских экранов добрался новый фильм немецкого классика Вима Вендерса – режиссера «Неба над Берлином», «Алисы в городах» и «Положения вещей». «Погружени...
«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» — самый яркий фильм Берлинале остался без наград
Том Тыквер и сотоварищи раздали призы Берлинского кинофестиваля, проигнорировав почти все самые яркие и провокационные фильмы. Самый яркий и самый провокацион...
Из ниоткуда в никуда: «На пределе» Фатиха Акина
В российском прокате — картина обладателя Золотого медведя Берлинале за «Головой о стену» Фатиха Акина. Новый фильм уже получил «Золотой глобус», обойдя в «ин...
Реконструкция Брейвика: «Утёйа, 22 июля» — самый скандальный фильм Берлинале
Ровно на экваторе 68-го Берлинале здесь показали картину «Утёйа, 22 июля» норвежского режиссёра Эрика Поппе — художественный фильм о терактах, совершённых Анд...
Также рекомендуем
Кадр из фильма «КИМИ»«КИМИ», реж. Стивен Содерберг, HBO Max10 февраляС момента заключения контракта между Стивеном...
Юлия Салихова составила подробный гид по ключевым приёмам и фишкам.

Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно...
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
Кадр из фильма «КИМИ»«КИМИ», реж. Стивен Содерберг, HBO Max10 февраляС момента заключения контракта между Стивеном...
Юлия Салихова составила подробный гид по ключевым приёмам и фишкам.

Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно...
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00