Райли исполнилось 13. В Калифорнии у малышки появились новые подруги, новая хоккейная команда и много новых поводов для радости. Например, в финальном матче неразлучную троицу (подружки Бри и Грейс тоже хоккеистки) приметила тренер из старшей школы. Теперь они должны отправиться на трёхдневные сборы-смотр, которые могут стать билетом в лучшую команду старшей школы.
Базовые эмоции в голове Райли научились жить в гармонии: Радость (Эми Полер), Печаль (Филлис Смит), Гнев (Льюис Блэк), Брезгливость (Лиза Лапира) и Страх (Тони Хейл) сменяют друг друга за пультом управления, дружно отправляют сомнительные воспоминания на свалку Забвения, а положительные — глубоко в Подсознание, питающее молодое деревце Базовых убеждений. Такая позитивная селекция от всего плохого до поры даёт Райли твёрдую почву под ногами, питаясь исключительно позитивными установками вроде «Я хороший человек» или «Я хороший друг».
Но сразу после блистательного выступления юных хоккеисток в ночь перед вожделенными сборами в окно центра управления в её голове прилетает кувалда, а на пульте загорается красная кнопка «Пубертат».
Базовые убеждения рушатся, базовые чувства вытесняются в темницу к большим секретам и постыдным удовольствиям, а за пультом теперь колдуют Тревожность (Майя Хоук), Зависть (Айо Эдебири), Стыд (Пол Уолтер Хаузер) и Хандра (Адель Экзаркопулос). Жизнь Райли превращается в сущий кошмар, но Радость полна решимости вновь совершить путешествие по сознанию девочки и вернуть ей все подавленные эмоции.
«Головоломка» была и остаётся очень личным проектом Пита Доктера: в далёком 2015-м он, будучи режиссёром, списал образ Райли с собственной дочери, в 2024-м сиквел, доверенный Келси Манну, призван вернуть Pixar во главе с тем же Доктером былую славу после ряда коммерческих неудач, реструктуризации и крупнейших сокращений. Похоже, надежды он оправдал — «Головоломка 2» уже стала самым кассовым фильмом 2024 года, обогнав вторую «Дюну», и, кажется, не нуждается ни в защитниках, ни даже в рецензентах. Зрительский рейтинг, вопреки всем хулителям популярной психологии, близится к 100 %, и разговор стоит вести уже не о том, хороший это мультфильм или нет, а о том, почему он получил безоговорочную любовь и признание.
Возможно, мир захлестнул глобальный приступ ностальгии по юности? (Не зря ведь подростки — главные герои экранов, от «Эйфории» до «Сексуального просвещения», от «Очень странных дел» до «Оно».) Или, может, покорила самая массовая медитация против тревожности? Очевидно одно — обещание, что однажды Радости вновь станет больше, чем Тревоги, — именно то, которого мы так долго ждали.
Радость (и компанию) Райли возвращают воспоминания о двумерном краше из файтинга с нелепым суперударом или о том, как в шоу для самых маленьких решения всех проблем помещались в сумку Бананчик, а сарказм был одновременно мощнейшим оружием и спасательным жилетом. Pixar в сиквеле идёт по предсказуемому пути «то же самое, но больше» и в общем не заморачивается с новым сюжетом, просто заполняя знакомый маршрут к принятию новыми остроумными находками вроде фабрики по производству плохих сценариев.
Все эти эмоциональные горки, качели, и даже бури в обновлённом парке аттракционов Pixar чрезвычайно увлекательны, к тому же большинство зрителей катаются на них изо дня в день. Любому, кто хоть раз испытал это чувство свободного падения после краха всех базовых установок, узнавание гарантировано.
Пророчить светлое будущее некогда самой новаторской анимационной студии даже после триумфа «Головоломки 2» (сиквел собрал свой первый миллиард за рекордные для анимации 19 дней) сложно. Поворот от рискованных экспериментов вроде «Души» к проверенным хитам едва ли добавит Pixar веса. С другой стороны, не стоит забывать, куда эксперименты привели Marvel в последние годы. Меж тем четвёртая «История игрушек» была едва ли не лучшей в серии. На некоторых аттракционах хочется прокатиться снова и снова, а когда в голове у зрителя сработает тревожная красная кнопка, угадать невозможно. Остаётся надеяться, что на волне успеха Тревога о будущем компании сменится Радостью и Доктер и компания запустят в производство что-то помимо беспроигрышных хитов.
Создатели «Головоломки 2», очевидно, сильно упрощают сложную человеческую душевную организацию, но это тот минус, который позволяет аттракциону оставаться и динамичным, и универсальным, и, что немаловажно, смешным: ещё Бергсон и Чаплин доказали, что любая упорядоченность и механистичность в человеке — неиссякаемый источник комизма. Расщепляя личность на девять базовых эмоций, Манн и компания создают комическую версию «Сплита» с той разницей, что все субличности Райли хотят только хорошего, а значит, обязательно придут к гармонии.
«Головоломка» работает как ладно скроенный рекламный ролик, в котором Milky Way не тонет в молоке, а жители деревни отмывают гигантский противень каплей Fairy — просто, доступно и схематично, как мем, тикток или стендап. Наглядность и простота, с которыми сложные чувства обращаются в мультяшные шаржи-пародии, возвращают желанное чувство контроля, помогают принять свою тревогу как неотъемлемую часть личности и перестать наконец насчёт неё тревожиться. В конце концов, не стоит забывать, что мультяшные «эмоции с эмоциями» были созданы, чтобы успокоить и подбодрить в первую очередь подростков, а не юных зрителей слегка за тридцать после очередного курса психотерапии.