Тимур Алиев рассказывает о новой главе киновселенной DC, в которой отважные суперженщины под условным предводительством Харли Квинн/Марго Робби противостоят жеманному и манерному злодею Чёрной Маске/Юэну Макгрегору.
Появление команды женщин-супергероев в кинокомиксе с учётом тенденций последних лет и популярности комикс-блокбастеров был лишь вопросом времени. Месяцами об этом шла речь у Marvel: гендерная справедливость должна была восторжествовать то по словам Бри Ларсон, то по заявлениям Скарлетт Йоханссон. Warner Bros. опередили конкурентов, и на свет появились «Хищные птицы» с Марго Робби, одновременно выступившей и главной актрисой ленты, и её продюсером.
Новая адаптация комиксов DC, в отличие от «Джокера», входит в киновселенную и по хронологии продолжает историю Харли Квинн. История рассказывает о приключениях Харли после расставания с Королём преступного мира. Бывшая девушка Джокера заливает боль утраты алкоголем и мучается от необходимости адаптироваться к новым условиям среды, в которой «коллеги по цеху» лишь ищут повод для расправы. Пока Харли существует в статусе «девушка Джокера», её никто пальцем не трогает, а если статус меняется?
В Warner Bros. окончательно отошли от прообразов тёмной киновселенной, когда выходили творения Зака Снайдера «Человек из стали» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». На смену им пришёл стиль, тёплые цвета и юмор: яркий женский сольник «Чудо-женщина», брутальный «Аквамен» (про разговоры с рыбами уже не пошутишь) и забавный подростковый «Шазам!». Марго Робби нынче не оглядывается назад, а использует лишь концептуальный скелет «Отряда самоубийц» Дэвида Эйера. «Хищные птицы» — шаг в сторону ироничного боевика в духе бразильского карнавала (от обилия цветов поначалу рябит в глазах) и, конечно, female gaze.
Увы, из задумки сделать женский супергеройский блокбастер на выходе получился... бенефис Марго Робби, практически её сольник. Истории других «хищных птиц» показаны так, будто Харли, периодически ломающая четвёртую стену (привет, Дэдпул), делает всем нам одолжение: перед запуском флешбэков длиной в пару минут Квинн говорит нечто в духе «ой, простите, забыла о ней рассказать, так вот...», словно оправдываясь за вымученное нелинейное повествование. Да и предшествующие основному действию события, минимально обрисовывающие главных женских персонажей, поданы куце и блёкло; то ли Warner Bros. урезали эти эпизоды на монтаже ради меньшего хронометража (возможно, боссы студии посчитали, что 109 минут — это уже много, дольше смотреть не станут), то ли банально не было денег (бюджет ленты сравнительно небольшой для кинокомикса, порядка 100 млн долларов). Кэти Янь стоило бы поучиться у «Джентльменов» Гая Ричи, ввязываясь в подачу материала подобным образом.
Главное зло «Хищных птиц», от которого девушки, собственно, и хотят эмансипации, — мужчина. Причём образ мужчины здесь не столько конкретный (хотя и он имеется в лице закомплексованного и жеманного Романа Сайониса, которого играет Юэн Макгрегор), сколько собирательный. Патриархальный мир во вселенной ленты имени Марго Робби — это место, где участь женщины — бояться быть собой и терпеть упрёки от мужчин: Чёрной Канарейкой, поющей много лет в клубе Сайониса, Роман много лет помыкает, не замечая её «талантов»; у Рене Монтойи, полицейской, раскрывшей крупное дело, всю славу забрал напарник (конечно же, мужчина; он вдобавок получил повышение и стал начальником Рене); Хелена Бертинелли, над супергеройским именем которой зачем-то выстроен целый культ насмешек («убийца с арбалетом»), повторяющихся по кругу, мстит убийцам семьи в духе «Убить Билла» Тарантино (убийцы, как нетрудно догадаться, опять-таки мужчины). Наконец, «центробежной силой» всех героинь становится Роман Сайонис: одна под него «копала», другая предала, третья украла бриллиант, важный для бизнесмена, четвёртая... называла «Ромиком».
К счастью, на одних мужчинах свет клином не сходится, а сходится на стадиях принятия изменений Харли Квинн по Э. Кюблер-Росс, от отрицания и гнева к депрессии и принятию за почти два часа хронометража. Это было бы потрясающе, если бы всё это уже не показывали (причём гораздо в более дерзких, беспринципных ракурсах) в анимационном сериале «Харли Квинн» на стриминговом сервисе DC Universe, который выходит с конца прошлого года, что автоматически превращает и без того бедный сюжет «Хищных птиц» в пусть яркое, драйвовое и зажигательное, но вторичное нечто, где та самая команда из женщин собирается вместе лишь в самом конце и всего-навсего на одну-единственную заварушку (да, вы угадали — чтобы раздать лещей довлеющим над ними мужикам и стать, наконец, свободными и независимыми).