1 февраля в прокат выходит детективный триллер «Правда» дебютанта Максима Кузнецова. До старта режиссёрской карьеры Кузнецов восемь лет проработал следователем и в жанре запутанных детективов чувствует себя как рыба в воде. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про первый полный метр режиссёра со звездой сериала «ЮЗЗЗ» Кузьмой Котрелёвым, Кириллом Кяро и Михаилом Тройником.
Женя (Кузьма Котрелёв) и его девушка Катя (Александра Дроздова) молоды, счастливы и строят совместные планы на жизнь. Но один роковой вечер перечёркивает всё: Жене подкидывают наркотики, и он отправляется в тюрьму. Отсидев несколько лет, парень выходит на свободу, но, как и он сам, всё вокруг изменилось: любимая девушка теперь с другим (Михаил Тройник), отец, так и не дождавшись сына, умер от горя, а все вокруг уверены, что Женя понёс своё наказание справедливо.
Не успев адаптироваться к новым реалиям, герой вновь оказывается в центре всеобщего внимания. При загадочных обстоятельствах пропадает пятилетняя Маша, сестра Кати. Последним девочку видел Женя и знает, что с ней произошло, но рассказать правду не решается — слишком велик страх, что ему вновь не поверят и посчитают виновным в преступлении, которого он не совершал.
Судя по фабуле, «Правду» можно ошибочно принять за «Пленниц» Дени Вильнёва, исследовавших границы допустимого в человеческом горе. В фильме герой Пола Дано — местный подросток с задержкой в развитии — становился основным подозреваемым в деле о загадочной пропаже детей. И пока полиция пыталась действовать в рамках закона, убитый горем отец одной из пропавших девочек (его сыграл Хью Джекман) разрешал себе самосуд. Постепенно своими жестокими действиями он стирал ту хрупкую грань, отделявшую его самого от разыскиваемого убийцы.
На самом же деле «Правда» ближе к «Тексту» Клима Шипенко по одноимённому роману Дмитрия Глуховского (признан иноагентом) и с Александром Петровым в главной роли. Его герой Илья тоже был ложно обвинён в преступлении, которого он не совершал. Тоже отсидел в тюрьме, лишившись за это время больной матери и привычной жизни. Но Глуховский за всеми физическими действиями своего героя исследовал психологию человека, сломленного системой, против которой он оказался бессилен. Получается, что в чём-то рифмующиеся с «Правдой» «Пленницы» искали виновного в конкретном человеке. «Текст» — в бездушной государственной машине. А что ищет в этом сюжете «Правда»?
Очевидно, что правду — но в заведомо ложных обстоятельствах. Сценарий Алексея Камынина при участии более опытного Александра Родионова (и кажется, что всё лучшее в сюжете «докручено» именно им) лишён какой-то глубины и философских поисков истины.
Это во всех смыслах неидеальный текст, сшитый из различных отсылок к прочим детективным триллерам. Картине это как-то губительно не вредит, но и совсем не помогает.
Кузьма Котрелёв, как и в успешном сериале «ЮЗЗЗ», играет наотмашь, с надрывом и с голодом молодого актёра. Кирилл Кяро, который за годы в профессии переиграл героев разных мастей и профессий, не изобретает велосипед, но выглядит в образе следователя Емельянова уверенно и убедительно. Остальным же актёрам здесь практически нечего играть: их герои — скорее фон основной дуэли между подозреваемым Женей и охотящимся за преступником детективом.
Но в фильме при всех его шероховатостях присутствует важный элемент, из-за которого от истории просто не оторваться. Режиссёр-дебютант (и, напоминаю, бывший следователь) Максим Кузнецов, может, ещё только осваивает новую профессию постановщика, но в детективных историях чувствует себя уверенно. В своём первом полном метре размышление о частной истории одного преступления и следующего за ним наказания он превращает в общую драму о системе, давно превратившейся в чёрную дыру, засасывающую нас по одному.
«Может, и нет никакого маньяка», — размышляет вслух Женя. «А что есть?» — отвечает ему случайный спутник. «Просто огромная яма, в которую мы все падаем», — задумчиво отвечает герой.
И этот диалог — ключ к пониманию того, о чём на самом деле «Правда». Это психологический детектив, в котором не так важны личность маньяка и его мотивация (всё это мы и так хорошо знаем из криминальной хроники), но важно разобраться с психологией героев, втянутых в общую драму. Если десять лет назад в российском кино возник термин «кино морального беспокойства», то в нынешнее время наступил черёд «кино социального раздражения».
История Жени — это сюжет про человека-детальку, выпавшего на время из общей конструкции и не сумевшего встать на прежнее место, — его давно заменили другими. Это история про бездну совершаемых преступлений и безнаказанность настоящих преступников, про человеческие судьбы, в один момент превращающиеся в безликие цифры общей статистики. Жене, которому никто не верит (на частый вопрос «Это ты сидел?» он уже рефлекторно отвечает коротким «Мне подкинули»), и самому в какой-то момент сложно разобраться в том, как всё было на самом деле. Чужое неверие тоже напоминает ту самую бездонную яму, в которую он падает, так и не научившись твёрдо стоять на ногах в мире, который его отвергает.
В конце фильма Катя, чьей собственной младшей сестры уже нет в живых, водит с детьми на сцене актового зала беспрерывный хоровод: малыши крепко держатся за руки и не смотрят вниз, за края сцены. Это невольно считывается отсылкой к юном у бунтарю Холдену Колфилду, мечтающему поймать тысячи детей над пропастью во ржи. Только в мире фильма «Правда» этих детей — миллионы, потому что многие из них замурованы в телах несчастных и одиноких взрослых, которых никто не спасёт.