«На посошок»: бар-хоппинг по окрестностям Венеции

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«На посошок», кадр: U Films

2 октября в российском прокате стартует меланхоличное драмеди «На посошок» итальянца Франческо Соссаи. Премьера ленты состоялась в программе «Особый взгляд» минувшего Каннского кинофестиваля. После картина была показана на 12-м фестивале молодого кино VOICES. Кирилл Артамонов рассказывает, каким получился фильм и почему «На посошок» придётся по вкусу всем поклонникам творчества Аки Каурисмяки и Вима Вендерса.

Карлобьянки (Серджо Романо) и Дори (Пьерпаоло Каповилла) — безработные друзья-выпивохи, которые привыкли прятаться от неприветливого мира у барной стойки в ближайшем кабаке. Мужчинам давно за 40. Первый только что пережил болезненный бракоразводный процесс — болезненный настолько, что к психологу пришлось отправлять даже загрустившего домашнего питомца, — и теперь вновь живёт вместе с родителями. Второго же недавно лишили прав за вождение в нетрезвом виде. Однако даже без авто его маршрут остался неизменным: дом — паб — ночёвка у друга. Иногда точки на путеводной карте меняют свою очерёдность, но глобально на распорядок дня Дори это никак не влияет. Двое помятых забулдыг ждут возвращения друга юности, который 20 лет назад сбежал в Аргентину, скрываясь от местных властей. Старый знакомый приземлится утром в аэропорту Венеции. В ожидании рейса Карлобьянки и Дори решаются на ночное путешествие, отправляясь в странствие по дешёвым кабакам. Во время алкогольной одиссеи маргиналы познакомились с застенчивым студентом Джулио (Филиппо Скотти). Не в силах противостоять очарованию старших товарищей, юноша соглашается составить им компанию в алкотрипе. Впереди десяток питейных заведений, сотни оставленных позади километров, задушевные беседы и даже визит на могилу архитектора Карло Скарпы.

«На посошок», трейлер: U Films

Для итальянца Франческо Соссаи «На посошок» стал второй полнометражной картиной. В 2021 году режиссёр дебютировал с фильмом «Другие каннибалы» — мрачной трагикомедией о кризисе среднего возраста. Героями ленты стали двое мужчин: недовольный своей жизнью и работой на заводе Фаусто (Вальтер Джирольдини) и юный аспирант Иван (Диего Паготто), между которыми завязалась необычная дружба. В 2023 году в Каннах в рамках «Двухнедельника режиссёров» был показан короткометражный фильм «День рождения» (российские зрители могли увидеть его на прошлогоднем «Послании к человеку»). События картины разворачивались в 1999-м. Опасающийся миллениума отец отправил сына в сельскую местность на день рождения товарища. В «На посошок» постановщик продолжает развивать затронутые в первых лентах темы: неожиданной дружбы между представителями разных поколений и опасающихся завтрашнего дня героев.

Карлобьянки и Дори словно застряли в далёком прошлом. Мужчины ностальгируют по «золотым для Венеции 1990-м», отказываются пользоваться интернетом и гаджетами и с теплотой вспоминают былые деньки, проведённые в заграничных борделях. «Мы слишком старые, чтобы взрослеть», — заявляет Дори в одной из сцен фильма. Однако «На посошок» — не столько история о забулдыгах-кидалтах, сколько попытка осмыслить культурную и физическую трансформацию, с которой столкнулась страна вследствие экономического кризиса и последовавшей глобализации. Друзья тоскуют по Венеции своей юности. По временам, когда старинный особняк не сносили ради новой автострады, уютные семейные заведения не закрывали из-за неприбыльности, а живописные пейзажи не портили цементом и бетоном. Франческо Соссаи снимает кино о настоящей, полуразрушенной и утонувшей в глобализации Венеции. Город на воде становится полноценным четвёртым главным героем ленты.

«На посошок», кадр: U Films

Жемчужина Адриатики в фильме Соссаи скорее напоминает Хельсинки из фильмов Аки Каурисмяки, а не открыточный старый город с бесконечными лестницами и ренессансной архитектурой. Как и столица Финляндии в картинах великого гуманиста, Венеция в «На посошок» предстаёт одноэтажными полуразваленными трущобами, которые населяют побитые жизнью люди. Карлобьянки и Дори — персонажи, которые не затерялись бы в фильмографии Каурисмяки. Помятые маргиналы легко составили бы компанию Никандеру (Матти Пеллонпяя) и Мелартину (Сакари Куосманен) в «Тенях в раю» или же безымянному герою Маркку Пелтола в «Человеке без прошлого». С фильмами Каурисмяки картину «На посошок» роднит не только дуэт обаятельных забулдыг, но и постоянные музыкальные номера, под аккомпанемент которых знакомые пропускают по рюмашке-другой.

Помимо влияния финского режиссёра, в ленте угадываются и другие источники вдохновения, среди которых картины Вима Вендерса. Случайные встречи и мотив путешествия стали магистральными темами в фильмографии немецкого постановщика. Карлобьянки, Дори и Джулио так же колесят по Венеции и её окрестностям, как и герои фильмов Вендерса. В финале картины Соссаи напрямую цитирует заключительную сцену «С течением времени» — ещё одного фильма о неожиданной дружбе обаятельных аутсайдеров.

Читайте также: 80 лет Виму Вендерсу

Однако, несмотря на все параллели, «На посошок» оказался самодостаточным, меланхоличным драмеди о дружбе застенчивого юнца и двух великовозрастных разгильдяев. Благодаря старшим товарищам выпускник архитектурного института раскрепостился и узнал вкус жизни. Прогуливаясь по кладбищу Брион (шедевр постмодернистской архитектуры, спроектированный венецианским архитектором Карло Скарпой) вместе с двумя выпивохами, вчерашний студент восторженно разглядывает пространство, рассуждая о его культурном наследии. Возможно, именно ночь в компании добродушных забулдыг открыла ему глаза на мир вокруг и именно талант Джулио поможет Венеции сохранить её истинный облик. Но так это или нет, без рюмки не разобрать.