До российских экранов добрался новый фильм немецкого классика Вима Вендерса – режиссера «Неба над Берлином», «Алисы в городах» и «Положения вещей». «Погружение» – это мелодраматический триллер с Алисией Викандер и Джеймсом МакЭвоем. Лента получила разгромную прессу на кинофестивале в Торонто и более чем скромную (несмотря на звездный актерский состав) международную кассу. Александр Мануйлов разбирается, что же в картине не так.
Даниэль (Алисия Викандер) будто сошла с рекламных постеров Илона Маска: молода, красива, умна, пассионарна – новый тип молодого ученого, обладающего академическими знаниями, одержимого наукой, прекрасно осознающего свою сексуальность и мечтающего изменить мир, в данном случае – остановить изменение климата. Джеймс (Джеймс МакЭвой), с которым она случайно знакомится во время отдыха, – тоже идеалист с сопоставимым масштабом амбиций: он планирует уничтожить террористическую сеть в Сомали. Молодые люди рождены друг для друга, но, конечно, не могут быть вместе: ни на дне океана (экспедиция, к которой готовится Даниэль), ни в Восточной Африке (шпионская миссия Джеймса).
В предыдущем фильме Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» мужчина и женщина весь фильм сидели за одним столом, но на самом деле пребывали в разных измерениях, в «Погружении» все ровно наоборот: Даниэль и Джеймс находятся в разных частях света, но за счет постоянных флешбеков, спасительных воспоминаний как будто не расстаются.
Вендерс ведет две линии: идиллического прошлого (роман героев) и безысходного настоящего (борьба за выживание), но достигнутый контраст смазывается избыточными деталями: генезис, дефицит природных ресурсов, радикальные исламисты. Проблемы в отношениях Джеймса и Даниэль приравниваются к общечеловеческим проблемам, фон то и дело выходит на первый план.
Кем бы ни был имплицитный зритель, у него может возникнуть сомнение: а не наставляет ли меня автор на путь истинный? Зачем мне погружаться на дно океана вместе с героями и не слишком ли похожи влюбленные герои на Дафниса и Хлою из известной античной пасторали? Если метафора погружения, несмотря на всю назидательную очевидность, выполняет свою функцию на протяжении всего фильма, то философское осмысление темы насилия над человеком (над планетой, кстати, тоже) на ее фоне оказывается абсолютной фикцией. И дело тут не в периодически возникающих разрывах в драматургии, а в неубедительных образах главных злодеев – террористов в Сомали. Они больше похожи на карикатурных героев комикса, хотя на юмор нет и намека.
Вендерс всегда легко лавировал между жанрами, порой в рамках одного фильма. Вспомним триумфатора Венецианского кинофестиваля, фильм «Положение вещей». Его первая (европейская) часть – медитативный артхаус о съемках фильма в Португалии с целым спектром метафизических проблем (власть/подчинение, творческий кризис, назначение искусства, одиночество и др.), вторая – динамичный американский триллер с размышлениями о профессии (зависимость режиссера от продюсера, искусство и деньги, бартовская «смерть автора»). «Погружение» строится по тому же принципу, но куда менее искусно. К тому же здесь Вендерс снимает кино не о своих личных проблемах (режиссер в «Положении вещей» – альтер эго самого Вендерса), а экранизирует одноименный бестселлер Дж. М. Ледгарда.
В 2013 году были опубликованы «50 золотых правил кинопроизводства» Вима Вендерса. Особенно интересны в контексте «Погружения» два из них. № 18: «Чем больше у тебя денег, тем больше ты можешь с ними сделать, это точно. Но тем меньше ты можешь сказать». И № 42: «Не экранизируй романы».