«Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супергероев, которых не сосчитать по пальцам обеих рук. Татьяна Алёшичева разбирается в чужой вселенной.

Из-за произвола Министерства культуры, расчистившего путь очередному российскому кино за счёт фанатов Marvel, голливудский колосс вышел в российский прокат спустя пять дней после того, как его посмотрел весь мир. На момент старта в России фильм собрал за рубежом исторический бокс-офис, зашкаливающий за миллиард, у нас же побил все рекорды по предпродажам. Вряд ли кому-то нужно специально объяснять, что означенное Министерство культуры РФ и есть Танос, суперзлодей, который рушит вселенные по произволу, объясняя свои безобразные действия желанием «установить в мире равновесие». Почему перенос показа — это злодеяние? Потому, что весь Marvel шёл к этому моменту 11 лет и 21 фильм, и чувство единения фанаты должны были почувствовать синхронно, одномоментно, ведь это гигантский фансервис, рождающий чувство сопричастности Событию: «Возьмёмся за руки, друзья», — да-да, все эти смешные и важные сантименты. Потом, конечно, мы снова переругаемся из-за того, что каждый оценит фильм по-своему — но не этим ли постоянно занимаются и сами супергерои.

Премьера фильма «Мстители: Финал», The Hollywood Reporter

В прошлый раз они собирались вместе год назад в кроссовере «Мстители: Война бесконечности», чтобы сразиться с незаурядным злодеем Таносом (Джош Бролин), склонным к иезуитскому мыслетворчеству. Он собрался осчастливить одну половину человечества, уничтожив другую, — по логике усталого клерка, которому не нашлось места в переполненном вагоне вечернего метро, и он мечтает, чтобы полвагона попутчиков провалились к чертям. В финале прошлого эпика Танос одним щелчком пальцев в перчатке с магическими камнями испепелил 50 процентов живущих и раскидал противостоящую ему с дрекольем команду Мстителей по медвежьим углам разных вселенных.

В прологе нынешнего зрелища мы встречаем Хоукая, семья которого попала в злополучные 50 процентов. Это событие случается на наших глазах и заставляет дважды удивиться: во-первых, в этой сцене пусть недолго, но все же используется пресловутая «трясущаяся камера», позволяющая несколько секунд видеть происходящее соколиными глазами персонажа и будто позаимствованная из чёртовой артхаусной драмы. Второй раз удивляешься, когда внезапно понимаешь, что сочинители Marvel, кажется, цитируют выдающийся сериал «Оставленные» с его великой печалью: «Как жить, если ИХ уже нет в живых?» Но то ли ещё будет — дальше они и вовсе начнут цитировать «Большого Лебовски».

Железного человека мы застаём в прологе болтающимся на краю вечности в неподвижном звездолёте на пару со «злой синей вонючкой» Небулой. Он надиктовывает на камеру послание Пеппер, где звучит выражение «экзистенциальный ужас»: по нулям кислород и бензин, и с кем-то — она.

Кажется, ещё никогда (или, скажем, со времён фильма вселенной DC «Тёмный рыцарь») мы не видели у супергероев такой рефлексии — слово, которое, кстати, Железный человек тоже произнесёт с экрана. Боевой отряд погряз в депрессии и травмах — впору лететь на кушетку к психоаналитику. Да что говорить, если уже и сам Капитан Америка просиживает штаны в группах поддержки скорбящих. Экзистенциальное отчаяние сменяется бодрым действием, лишь когда из трухи выползает Человек-муравей (Пол Радд) и предлагает отряду неожиданный план действий.

Пересказывать дальнейший сюжет нет никакого смысла, как нет смысла пересказывать оперу, а «Мстители: Финал» — это трёхчасовая опера, в финале которой некоторые герои неизбежно умрут, потому что таков закон жанра. Лучше сказать немного про сам жанр: этот и предыдущий фильмы, призванные перезагрузить вселенную Marvel, конечно, не просто фильмы — с точки зрения механизма работы индустрии комиксов это События. Впервые метод перезагрузки применили в DC в восьмидесятые в кроссовере «Кризис на бесконечных землях», который объединил героев из разных историй, упорядочил хаос и позволил избавиться от отживших сюжетов и персонажей, закачав во вселенную DC новую кровь. Скоро оба комикс-гиганта DC и Marvel стали всё охотнее делать кроссоверы, где супергерои из разных серий собираются в кучу и это становится Событием, которое продаётся куда лучше обычных серий. Главное здесь — не переборщить и не начать выпускать теперь уже фильмы-события слишком часто, чтобы они не потеряли свою уникальность и важность. «В конце концов, когда всё — событие, то ничего уже им не является», — как сказано в свежем исследовании «Marvel против DC».

www.screengeek.net

Вот чему пытался противостоять наш местный Танос, он же Минкульт РФ, сдвинув дату премьеры — объединению фанатов во имя События. Но небольшие трогательные объединения, все эти смешные сантименты, всё-таки случатся — например, когда на долгожданных сеансах фанаты не выйдут из зала на титрах, зная, что в киновселенной Marvel принято запускать после титров по две-три дополнительных сцены. И тогда те из них, кто уже знает, что на сей раз допов не будет, расскажут об этом тем, кто всё ещё ждет, и они разделят общее разочарование. Мы всё-таки получили то, чего ждали, — рефлексирующих и погибающих героев, чувство недовольства и общего врага, чувство сопричастности и роскошный парад суверенитетов из героев и злодеев. Что может быть круче этого зрелища? Только кроссовер DC и Marvel.

Читайте также
«Беседы с Луи Малем»: Зинаида Пронченко о лучшей киноведческой книге сезона
В издательстве Rosebud вышла книга Филипа Френча «Беседы с Луи Малем». Внутри — интервью с прославленным французским кинорежиссёром, автор...
«Игры разумов»: Мэл, мы всё проиграли
Гордей Петрик рассказывает о новом фильме Фарада Сафиниа, сокрушаясь, что это не новый фильм Мэла Гибсона.История производства этого фильма известна...
Искусство погибать молодым: в прокате «Пираньи Неаполя» — один из лучших фильмов Берлинале
До России добрался новый фильм Клаудио Джованнезе, снятый по сценарию Роберто Савиано, знаменитого итальянского журналиста, автора романа «Гоморра»,...
В прокате «После» — фильм, основанный на фантазиях девушки о солисте One Direction
Алексей Васильев разбирается в подростковой мелодраме, выросшей из романа, который, в свою очередь, вырос из фанфик-блога.Тесса, мамина до...
Бабуля кураж и её дети: в прокате «Код „Красный“»
В российский прокат выходит очередной англоязычный фильм о похождениях русских шпионов, только на сей раз поставленный по реальным с...
«Высшее общество» — всё летит в дыру. В прокате новый фильм Клер Дени
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не ...
Также рекомендуем
Суды, перестрелки, супергерои.
Максим Ершов рассказывает о семи ярких фильмах в истории главной независимой студии мира.
Симбиоз жести, эстетства и растерянности.
Суды, перестрелки, супергерои.
Максим Ершов рассказывает о семи ярких фильмах в истории главной независимой студии мира.
Симбиоз жести, эстетства и растерянности.

Последние новости

«Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне получил 4K версию
Классический боевик 90-х с Уэсли Снайпсом в одной из главных ролей.
00:00