19 января в российский прокат выходит драмеди «Молодость» Дмитрия Давыдова — якутского режиссёра, побеждавшего на «Кинотавре» с «Пугалом». Максим Ершов объясняет, почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
40-летний лоботряс Вася (Альберт Алексеев) возвращается в родное якутское село из неназванного города (скорее всего, Якутска). На дворе зима, температура ниже 50 градусов. Здесь Вася провёл весёлую юность. Родители умерли, друзья и одноклассники давно выросли, обзавелись семьями и воспитывают потомство. Вася же словно бы бежит от обязательств. В городе у него остались жена и двое детей, надо бы платить алименты, но он разве что посмеивается, вспоминая о родительском долге. Вася устраивается в кочегарку, селится в почти заброшенном доме умерших мамы с папой и пытается отыскать развлечение на вечер. Чаще всего ничего не получается, но обаятельный бездельник и не думает унывать.
В 2020 году Дмитрий Давыдов победил на «Кинотавре» с «Пугалом». На тот момент он работал директором школы в селе Амга. Позднее, чтобы больше времени уделять кино, стал простым учителем, а в начале 2021-го и вовсе решил посвятить себя одному делу — искусству. С тех пор Давыдова не остановить, он снимает жадно и быстро, словно боясь, что в любой момент камеру могут вырвать из рук. Плодовитости якутского автора может позавидовать даже казах Адильхан Ержанов. В 2021 году Давыдов вместе с верным товарищем Степаном Бурнашёвым снял сборник деревенских историй под названием «Ыт». В 2022-м на экраны уже выходили два новых фильма неутомимого якутского режиссёра — социальный триллер «Нелегал» и светлая фантазия о каникулах «Песни лета». А уже в ближайшее время будет готов фолк-хоррор «Граница», так что останавливаться или сбавлять обороты Давыдов не собирается.
«Молодость» — полная противоположность предыдущей картине автора из Республики Саха. Съёмки фильма проходили в январе прошлого года в четырёх селах родного для режиссёра Амгинского района Якутии, а температура воздуха действительно была стабильно ниже 50 градусов. Это оказался самый холодный январь в Республике Саха за последние 30 лет. В съёмочную группу входили 17 человек, а весь период производства уместили в 15 дней. Главные роли исполнили артисты Саха академического театра имени П. А. Ойунского, с которыми Давыдов сотрудничает уже давно.
«Молодость» (или в оригинале «Эдэр Саас») — название одной из песен группы «Хардыы», пионеров якутского рока. Всего в приключениях лоботряса Васю сопровождают 12 композиций музыкантов, которые поразительно естественно вписываются в скудный быт и громадные сугробы, окружающие трагикомичные метания блудного отца.
Пожалуй, никогда прежде Давыдов не снимал столь смешного кино. Да, «Песни лета» не лишены юмора, но это настолько эксцентричный фильм, что с реальностью он имеет мало общего. «Молодость» же наследует ранним картинам Аки Каурисмяки — певца гуманизма, абсурда и тонкого душевного юмора в северных реалиях. Палитра цветов у Давыдова поскромнее, в кадре преобладают оттенки синего, подчёркивающего и морозную температуру, и ощущение остановившегося в якутском селе времени. Да и, пожалуй, жизнь в селе Амга чуть скромнее хельсинкского быта.
Городской Вася противопоставляется односельчанам, вместе с которыми он когда-то рос. Деревенские — люди семейные с детьми, им сейчас явно не до вечно пьяного и слоняющегося без дела гуляки. Вася не узнаёт родных мест. Он рвался домой, ожидая знакомого урагана забавных событий. Именно так он и представляет и вспоминает юные годы. Молодость — отсутствие любых обязательств, свобода, веселье и улыбающиеся физиономии друзей. Вася пытается сделать вид, что не было никаких 20 прошедших лет, что он не изменился и готов тусоваться и творить безумные вещи в том же объёме. Его по-прежнему привлекают сельские дискотеки, громкие попойки и водка с колой. Но вчерашние друзья стали серыми и тусклыми, внутренний огонь в них погас, рутина заела. Вася пробовал жить как они — семья, дети и даже какие-то амбиции — и не преуспел. Теперь бездельник пытается вернуть время, когда он был счастлив. Как обычно, на ум приходит проверенное прошлое, вот только время неумолимо, а на одной ностальгии далеко не уехать.
Если приглядеться, то за комичными эпизодами с участием Васи скрывается печаль одинокого мужчины средних лет. Возможно, герой не предаётся рефлексии, но свою несостоятельность чувствует, и желание что-то изменить точно при нём.
Дабы разнообразить повествование и ещё яснее очертить мир якутского села, Давыдов вводит вторую реальность — телевизионную. И действительно, чем ещё простому человеку из деревни заняться в лютый мороз? Но режиссёр не показывает новости или известные ситкомы, а даёт волю фантазии. В полотно фильма проникают демонстрируемый на экране самопальный немой хоррор, напоминающий «Носферату», или реклама магазина париков и настойки из подснежника. Продаёт жизненно необходимые товары сам Дмитрий Давыдов.
«Молодость» — прекрасный пример возможного российского драмеди, кино, вдохновлённого «Сандэнсом», с узнаваемыми и универсальными историями. Давыдов успешно осваивает новый жанр и отказывается упиваться безысходностью деревенской жизни, а находит в ней абсурдные грани.