В российском прокате стартовал дебютный голливудский фильм аргентинского режиссёра Дамиана Сифрона («Дикие истории»). И замахнулся он на непростой жанр, в котором привыкли орудовать мастодонты вроде Тейлора Шеридана или Дэвида Финчера. Ярослав Головня рассказывает о триллере, который обязаны оценить любители мрачных историй.
Балтимор — самый криминальный город США и один из самых опасных городов планеты. Уровень преступности зашкаливает, полиция ведёт настоящие войны в кварталах города, а простым жителям находиться в нём попросту опасно. Киноделы всегда любили снимать жестокие и натуралистичные истории в этой локации. Взять хотя бы культовый сериал «Прослушка» или недавний опус от тех же авторов — «Мы владеем этим городом» с Джоном Бернталом в роли коррумпированного полицейского. Историй для экранизаций бесконечно много, и происходят они там ежесекундно. Именно в холодном Балтиморе и разворачиваются события «Мизантропа».
В новогоднюю снежную ночь под звуки фейерверков в разных частях одного района погибают люди: обезумевший снайпер засел в высотке и хладнокровно расправляется с женщинами и мужчинами всех возрастов и наций. Через считаные мгновения полиция находит квартиру, из которой велась стрельба. Главная героиня Элеонор (Шейлин Вудли) — патрульный полицейский, она прибывает одной из первых на место стрельбы. Цепочка событий приводит её к совместной работе с ФБР и главным следователем Ламмарком (Бен Мендельсон). Цель главных героев — не только поймать психопата, но и не допустить новых смертей. На протяжении двух часов Элеонор и Ламмарк в совершенно безумном и грязном Балтиморе пытаются поймать того, кто не оставляет никаких следов.
История, рассказанная в «Мизантропе» Сифрона, не особо выделяется на фоне других аналогичных проектов. Классический сюжет, в котором основная цель — это поимка безумного убийцы. Повествование строится таким образом, что враг не имеет лица. Для зрителя до последнего он остаётся такой же загадкой, как и для главных героев фильма. Кто он? Какие у него мотивы? Совершит ли он ещё преступление? Если само расследование с детективной точки зрения достаточно вялое и без каких-либо откровений, что делает его, наверное, достаточно реалистичным, то всё остальное настолько динамично, будто мы наблюдаем боевик.
Дикий темп повествования иногда разбавляется драмой главных героев, но едва ли успевает найти отклик в сердцах зрителей — события продолжают бежать одно за другим, и мы уже забываем о неожиданной (нет) депрессии главной героини. Архетипы персонажей Вудли и Мендельсона несут вполне себе шаблонный посыл: молодая умная героиня, которой дали шанс проявить себя, и старый уставший законник, пенсия которого не за горами. Казалось бы, мы неоднократно видели подобные дуэты, но в данном случае едва ли их можно назвать привлекательными с какой-либо стороны. Несмотря на устрашающий образ антагониста, крутого самоуверенного героя, который его остановит, здесь попросту нет. Это не история об идеальном детективе-рубаке со стволом а-ля Грязный Гарри. Сломанные уставшие люди и неидеальная система против других сломанных и уставших — вот основа «Мизантропа».
Вишенкой на торте острого социального подтекста выступает как раз сам город Балтимор — он определённо один из главных героев ленты. Пример антиутопии в реальном мире, где простая прогулка по торговому центру может оказаться для вас последней. Грязный, жестокий и холодный — это идеальный прототип Готэма без Бэтмена.
«Мизантроп» — качественный триллер и совершенно точно удачный дебют в Голливуде для аргентинского маэстро Дамиана Сифрона. При просмотре не покидает ощущение, что эта картина словно просится в мрачную безысходную вселенную Тейлора Шеридана, в которую условно входят «Ветреная река», «Убийца» и «Любой ценой». Эта локальная работа вряд ли получит громкую огласку, но своего зрителя определённо найдёт.