Нелепость в кубе: «Minecraft в кино» — экранизация, которая могла быть и хуже

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Minecraft в кино», Warner Bros.

Мировой прокат захватил «Minecraft в кино» — полнометражная адаптация одной из самых продаваемых игр в мире. Кинокритик Дарья Тарасова рассказывает, почему, вопреки массе недостатков, громить фильм всё-таки не хочется.

Признаемся сразу: экранизировать Minecraft изначально было плохой идеей. Игра, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном, за 14 лет обросла медиафраншизовыми мускулами и из простой «песочницы» превратилась в самую продаваемую игру в истории с разными ответвлениями, в том числе и сюжетосодержащими. Означает ли это, что на её основе можно снять отличный блокбастер? Необязательно, слишком много зависит от того, насколько удачно удастся запихнуть обожаемый фанатами мир в какой-никакой сценарий — а учитывая, какой с этим кризис в нынешнем Голливуде (взять хотя бы «Соников в кино»), надеяться и вовсе не стоит. Получилось ли у Джареда Хесса («Наполеон Динамит») и команды из трёх сценаристов (Крис Боуман, Хаббел Палмер, Эллисон Шредер) высосать из пальца историю так, чтобы фильм по миру Minecraft получился увлекательным? Точно нет. Можно ли при этом назвать экранизацию хорошей? Скорее всё-таки да. И в целом: «Minecraft в кино» вышел далеко не таким ужасным, как можно было ожидать, — впрочем, планка и правда была невысока.

Фильм открывается прологом с закадровым голосом Джека Блэка: с детства его герой Стив в вечном синем джемпере мечтал творить и тянулся к шахтам, а в итоге стал офисным работником мелкого звена. Устав от рутины, он вспомнил детский зов, бросил всё и отправился под землю, где обнаружил странные артефакты: Сферу господства и Земной кристалл. С их помощью через портал герой попал в состоящий из кубов Верхний мир, где креативность — единственный способ выжить. Стив обустроился, научился возводить из кирпичиков что угодно, а после случайно попал в Нижний мир — Сферу у него отобрала коварная Малгоша (голос Рэйчел Хаус), но впоследствии Стиву удалось спрятать её на Земле.

«Minecraft в кино», Warner Bros.

В людском мире на артефакт случайно наткнулся Гаррет «Мусорщик» Гаррисон (Джейсон Момоа с нелепой чёлкой из восьмидесятых) — некогда чемпион по видеоиграм, а ныне одинокий владелец игрового магазина на грани банкротства. Волею судеб он, юные брат с сестрой Генри и Натали (Себастиан Юджин Хансен и Эмма Майерс), а также агентка по недвижимости Дон (Даниэль Брукс) попадают в Верхний мир. Малгоша отправляет Стива на поиски Сферы в обмен на безопасность его любимого пса, а там пятёрка объединяется: Стиву артефакт нужен ради друга, а новоприбывшим — чтобы вернуться домой. Поиски, разумеется, предстоят нелёгкие.

Структурно картине был выбран самый логичный путь: сперва введение с обозначением базового лора, а затем взгляд на мир с позиции непричастных попаданцев, который раскрывает вселенную со всех сторон. Правда, на деле знакомство зрителей с Верхним и Нижним мирами гладким не назовёшь: сбивчивые объяснения Стива, бывалого жителя кубического мира и проводника в приключении, недостаточно понятны для тех, кто с механикой игры совсем не знаком, и, вероятно, слишком обрывочны даже для фанатов франшизы. Мнимая стройность порядка вселенной держится на честном слове.

«Minecraft в кино», Warner Bros.

Сам же мир, анимированный до комичного правдоподобно, ожидаемо пугает. Буйство красок режет глаз с первых же открывающих кадров, но впоследствии эффект становится накопительным, и «зловещей долиной» веет уже не от злобных пиглинов или деревенских жителей с вечно сложенными на груди руками, а от людей — даже со скидкой на кислотные костюмы Блэка и Момоа. Отдыхом для глаз служат вставки с побочной романтической линией: случайный житель деревни забредает в мир к людям и становится женихом мисс Марлен — заместителя директора в школе, где учится Генри (её сыграла как всегда уморительная Дженнифер Кулидж). Но и их не хватает.

Рваному и пресному сюжету, проседающему то в ритме, то в концентрации экшена, никак не помогают диалоги. Персонаж Блэка, как частенько бывает в карьере актёра, представляет собой воодушевлённого юродивого, острого на язык, но не особенно одарённого умом (и можете не переживать: музыкальные номера с выразительным вокалом Блэка на месте). Противовес-двойник — Мусорщик Джейсона Момоа, который в перерывах от получения травм в битвах пытается самоутвердиться за счёт Стива, вот только шутки отмачивает такие же безвкусные. Два этих комических стержня оказываются недостаточными, чтобы вывести фильм на должный комедийный уровень.

«Minecraft в кино», Warner Bros.

Что мы имеем? Утомительный визуал, неразжёванный лор, узколобый юмор и скачущее повествование.

По всем параметрам «Minecraft в кино» вышел будто бы ужасным. Но за всеми этими недостатками спрятался простой посыл, который реализуется самим фильмом, — от этого лента кажется обаятельной и всё-таки криво, но работает.

Генри, который переехал с сестрой Натали в новый городок после смерти матери, мечтает стать инженером и строить удивительную машинерию. В новой школе его за это буллят, и тогда мальчик отказывается от затеи вовсе — выкидывает чертежи, которые так скрупулёзно рисовал. Верхний мир — мир, где всё возможно, если у тебя есть хотя бы капелька смекалки и немного креативности. Стив прямо учит мальчика: просто позволь себе что-то создать, каким бы странным и нелепым оно ни вышло. «Minecraft» будто придерживается той же логики: это очень неровное воплощение странной задумки, которое не стесняется своих недостатков. Если мир кубичен — пускай, сделаем поярче и понелепее. Если нужно объяснить специфику вселенной — пройдёмся по базе, а там как-нибудь выкрутимся. Если нужен юмор — пусть Блэк оседлает Момоа в полёте и уцепится за его длинные кудри, как за узду; да, глупо и кринжово, но ведь и правда забавно.

«Minecraft в кино», Warner Bros.

Эта непосредственность в исполнении не исправляет огрехи проекта, но по крайней мере добавляет ему души — а этим могут похвастаться далеко не все блокбастеры на основе существующей интеллектуальной собственности. Оригинальная игра воспевает стремление создать что-то с нуля, на скорую руку из подручных средств — таково и её киновоплощение.