«Микки 17» Пон Джун-хо: история солдата и президента

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Новый фильм корейского режиссёра Пон Джун-хо («Паразиты») «Микки 17» вот-вот выйдет в прокат. Европейская премьера картины состоялась в рамках Лондонского кинофестиваля, а затем она была показана в Берлине, в секции «Гала-премьеры». Как только была объявлена программа фестиваля, фильм сразу же попал в тройку самых ожидаемых картин киносмотра. Сусанна Альперина рассказывает о фильме.

«Микки 17» — экранизация фантастического романа Эдварда Эштона «Микки-7»: книга вышла в 2022 году, и права на её экранизацию были куплены ещё до того, как она была закончена. Тогда же началась работа и над фильмом. Бюджета для новой картины режиссёра оскароносных «Паразитов» не пожалели — производство «Микки 17» стоило около 90 млн долларов. Ориентировались, скорее всего, на то, что «Паразиты» заработали в прокате практически в два с половиной раза больше заложенной в фильм суммы.

Однако с выпуском картины возникло множество проблем. Студийные продюсеры довольно долго играли на нервах зрителей — то откладывали работу над фильмом, то переносили время его выхода. Среди основных причин называли голливудские забастовки и загруженность Роберта Паттинсона. Но настоящая напряжёнка начинается уже во время просмотра этого почти трёхчасового сай-фай-фэнтези, в котором смешались корейские темп и трюки с американским подходом к съёмкам, авторское и зрительское кино, судьбы больших и маленьких людей.

«Микки 17», Warner Bros.

«Микки 17» — история простого солдата-испытателя-завоевателя Микки (Роберт Паттинсон). Испытывает он, испытывают его. Каждый раз Микки отправляют выполнять очередную задачу, где он погибает. А затем его навыки, умения и воспоминания рутинно переносят в новую усовершенствованную версию. Клонов Микки печатают на 3D-принтере. Умирать для Микки — дело привычное, хотя приспособиться к такому сложно.

Первый же эпизод картины — Микки в снегах, в заброшенной пещере, зовёт на помощь своего друга и напарника Тимо (Стивен Ян). Тот появляется и понимает, что ему проще убить Микки, чем спасти. Микки умирать не хочется, и Тимо искренне этому удивляется. Вслед за ним удивляется и зритель, который ещё не знает, к чему его приведут сюжетные повороты. Он-то уже успел разглядеть в Микки не просто любимого Роберта Паттинсона, но и черты Бэтмена, которого сыграл звёздный актёр. А Бэтмен, как мы знаем, жив и будет жить. И Микки априори становится для зрителя главным супергероем, хотя и играет маленького человека.

Тем временем история делает крен в прошлое, представляя, что случилось ранее, до момента, когда перед нами — выживший в пещере. Повествование ведётся от лица самого Микки. Книжная история в фильме сильно переиначена, даже главный герой из интеллигентного учителя превратился в простого работягу-солдата.

«Микки 17», Warner Bros.

По сюжету картины люди на космических кораблях завоёвывают просторы Вселенной: жители Земли отправились покорять новую снежную планету Нифльхейм. Там живут дивные существа криперы, похожие на мамонтов, ленивцев, жуков и монстров одновременно. Завоевать новую территорию решено с помощью таких вот «универсальных солдат», как Микки и ему подобные. Стоит увидеть, как и где живёт Микки — чем его кормят, какая у него комната, как он выполняет приказы, — тотчас возникают смешанные ассоциации с произведениями вроде «Мы» Евгения Замятина и «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека.

Перед нами — солдат будущего: казалось бы, без души, без своего мнения, но со своим набором базовых потребностей — есть, пить, сражаться, выполнять задания различной степени сложности и любить свою девушку Нэшу (Наоми Аки). Но впечатление обманчиво: у Микки есть разум, чувства и переживания, несмотря на то, что он всего лишь клон, человеческий материал, симбиоз технологий и природы. Например, при очередном возрождении парень задаётся вопросом — меняется ли он в лучшую сторону и не умирает ли зря.

Искания маленького человека проявляются на контрасте с чаяниями сильных мира сего. В роли сенатора Кеннета Маршалла — главного на корабле и в человеческом мире — Марк Руффало. А его жену и соратницу Юлфу играет Тони Коллетт. Критики уже успели окрестить персонажа Руффало пародией на Дональда Трампа. Есть в этом сравнении правда, но образ Кеннета Маршалла скорее собирательный. Марк Руффало выглядит блестяще, так что вполне может претендовать на главные награды в 2025 году — как, собственно, и Роберт Паттинсон, играющий на пределе.

«Микки 17», Warner Bros.

Выжить в снежной пещере Микки неожиданно помогают аборигены — криперы, но, когда герой возвращается в свой мир, выясняется, что ему нашли замену. Микки 18 уже создан — внешне точно такой же, но на деле являющийся куда более жестокой версией героя. Микки переживает личную драму — Нэша больше не принадлежит ему одному, он съедаем ревностью и не понимает, каково его место. Помимо прочего, нарушен закон: два клона существуют одновременно. В то же время разворачивается масштабная оккупация новой планеты, и на фоне этого невозможно не начать сравнивать работу Пон Джун-хо с «Дюной» (только тут вместо червей — криперы).

Фильм «Микки 17» — попытка дать ответ на вопрос, зачем человеку думать и любить, а также удастся ли изменить мир, проявляя свои лучшие качества. С точки зрения авторской работы основной вопрос заключается в том, удаётся ли режиссёру Пон Джун-хо так задеть зрительские души, как это случилось в «Паразитах». Не портят ли его талант большие бюджеты и новый, более глобальный подход. Кажется, что немного всё же портят. Такое впечатление, что Пон Джун-хо навязали некую общепринятую голливудскую стилистику (отсюда, кстати, и сравнение с «Дюной» и не только). Режиссёр, может, и пытался бороться с ней, создавая фильм, примерно так же, как оба Микки и Нэша сражаются с Кеннетом Маршаллом и Юлфой.

«Микки 17», Warner Bros.

Пон Джун-хо отправляется покорять новую планету, новый уровень съёмки, возложив фильм на плечи двух атлантов — Руффало и Паттинсона, но всё же местами терпит поражение. И именно там, где изменяет самому себе. Человеческое — против безликого глобального, тепло — против вечного холода: это и часть сюжета, и образная характеристика рабочего процесса. И при том, что фильм не хочется ругать, пожурить за вторичность и некую конъюнктуру имеет место: за то, что решают за зрителя, как ему будет лучше, хотя не факт, что тот прочувствует то же самое.