
На платформе Hulu вышли первые три эпизода нового сезона комедийного хита «Убийства в одном здании», который уже пятый год подряд продолжает радовать зрителей, критиков и профессионалов индустрии. За предыдущие сезоны шоу получило 49 номинаций на премию «Эмми», семь из которых стали победными. Спешим обрадовать: «Убийства в одном здании» даже не думают сбавлять обороты. Вадим Богданов рассказывает, каким вышел старт пятого сезона.
В престижном жилищном комплексе «Аркония» в центре Манхэттена вновь кто-то умер. На этот раз погибший ― не кто иной, как любимый всеми консьерж Лестер (Тедди Колука), проработавший на своей должности 42 года, а теперь найденный бездыханным в фонтане посреди двора. Лестер был добрейшей души человек, кто же мог желать ему зла? Какова вероятность, что это несчастный случай? Так или иначе, разобраться предстоит троице любителей тру-краймов, ведущей уже культовый подкаст «Убийства в одном здании»: в прошлом популярному киноактёру Чарльзу (Стив Мартин), вспыхнувшей заново звезде бродвейской режиссуры Оливеру (Мартин Шорт) и их молодой коллеге Мэйбл (Селена Гомес).

Прежде чем перейти к новому сезону, кратко освежим в памяти события предыдущих серий. Первый сезон вышел на экраны в 2021 году и стал остроумной реакцией на всеобщее помешательство жанром тру-крайма, который создатели шоу Стив Мартин и Джон Хоффман попытались иронично деконструировать. Три незнакомца, проживающие в «Арконии», после того как в их доме умирает резидент, объединяются на почве общей любви к одному и тому же криминальному подкасту и начинают вести своё собственное расследование. Выясняется, что погибший был другом детства Мэйбл, на прошлом которой фокусируется первый сезон.
Чарльз и Оливер глубже раскрываются уже во втором сезоне, темой которого стало расследование убийства главы жилищного комитета «Арконии», а также мир высокого искусства, сатира на который показана через героиню Кары Делевинь. Успех подкаста возвращает Оливера на Бродвей, где ему предлагают поставить пьесу «Предсмертный хрип» со звездой боевиков Беном Гленроем (Пол Радд) в главной роли. В день премьеры Бен падает замертво прямо на сцене. Третий сезон показывает всё, что предшествовало этому (кастинги, репетиции, скандалы), и попытки героев вычислить убийцу. Сезон стал масштабнее, более звёздным (любовный интерес Оливера и актрису в его постановке сыграла Мэрил Стрип) и едким ― на этот раз досталось всему театральному бомонду.
Четвёртый сезон в плане амбициозности и размаха задрал планку ещё выше. События перенеслись из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где крупная голливудская студия выкупила права на экранизацию подкаста. Играть Чарльза, Оливера и Мэйбл позвали соответственно Юджина Леви, Зака Галифианакиса и Еву Лонгорию, которые весь сезон околачиваются вокруг героев и мешают им расследовать убийство давнего друга Чарльза, каскадёрши Саз (Джейн Линч). Разросшийся от количества звёздных камео каст и ставший после «Барри» слегка вторичным сеттинг рафинированного творческого Лос-Анджелеса снизил уровень восторга от сериала, который слишком глубоко зарылся в несчётные слои метаиронии.

К счастью, пятый сезон возвращается к истокам. Перед нами снова уютная «Аркония» и троица героев, которым никто больше не мешает заниматься любимым делом (даже Мэрил Стрип, на героине которой Оливер женился в конце прошлого сезона, пока не планирует появляться на экране). Мартин, Шорт и Гомес всё так же органично дополняют друг друга, не перетягивая внимание на себя. Какая тема станет главной в этот раз, можно было догадаться ещё в прошлом финале. Тогда к героям подошла загадочная итальянка по имени София Каччимеллио (Теа Леони) и попросила об услуге: найти её пропавшего мужа Ники, который, как мы узнаём в первой серии нового сезона, как-то связан с мафией.
Главным кинематографическим референсом открывающего эпизода стал «Крёстный отец» (создатели шоу любят обыгрывать мотивы известных фильмов в первых сериях: например, раньше они отсылались на «Продюсеров» Брукса и «Однажды на Диком Западе» Леоне). Чарльз, Оливер и Мэйбл буквально едут на встречу с Софией в дом, в котором по сюжету фильма Фрэнсиса Форда Копполы проживало семейство Корлеоне (до этого Стив Мартин, как истинный последователь Питера Селлерса, довольно точно спародировал Марлона Брандо). Теперь это дом семейства Каччимеллио и символичное место, чтобы высмеять миф о современной итальянской мафии. «Вы всё ещё верите в это? Мафия мертва! Даже Скорсезе уже снимает про коренных американцев и ирландцев», ― с порога разбивает ранние догадки героев София.
Разного рода синефильские шутки ― одна из сильнейших сторон сериала. Это могут быть просто забавные комментарии про коллег по цеху (Рон Ховард позволял иронизировать над собой ещё до того, как это стало эпизодом «Киностудии»). Или отсылки на фильмографии некоторых задействованных артистов (например, постер вымышленного фильма «Приключения семьи муравьёв» в квартире героя Пола Радда). В конце концов, проходящий через все сезоны гэг про актёрскую карьеру Чарльза, которая вот-вот должна выстрелить, всё ещё работает. «Агент прислал сценарий, называется “Гладиатор”. Выбирают между мной и Расселом Кроу. Ну, ему роли не видать», ― хорохорится Чарльз во флешбэке из второго эпизода.

Этот эпизод, полностью посвящённый Лестеру и его точке зрения на события в «Арконии» за прошедшие 42 года, явно претендует на звание одного из лучших за всю историю шоу. Во-первых, это трогательная ода маленькому человеку, посвятившему всю свою жизнь одному делу: серия ощущается как духовный последователь одновременно «Идеальных дней» Вендерса и «Последнего человека» Мурнау. Во-вторых, это ностальгический эпизод для всех зрителей, которые уже пять лет смотрят «Убийства в одном здании» и рады увидеть эпизодических героев из прошлых сезонов, взглянуть на знакомые события чуть под другим углом, насладиться мелкими деталями в общей картине. В-третьих, эпизод наглядно демонстрирует, что в «Арконии» ещё остались секреты. Сценаристы действительно постарались и придумали, как в очередной раз заинтриговать зрителя завязкой, которая стартует в каноничной для сериала локации, где, казалось бы, уже каждый уголок изучен.
Сюжет действительно сфокусировался на взаимоотношениях троих героев. Впрочем, без звёздных новичков не обошлось и на этот раз. Появилась фигура скользкого мэра (Кигэн-Майкл Ки) с предвыборной кампанией на носу. Это даёт создателям шоу пространство для политических комментариев, но пока не ясно, как именно они им распорядятся во второй половине сезона. Роль пропавшего мафиози Ники досталась харизматичному Бобби Каннавале, что служит ещё одной ниточкой к кинематографу Скорсезе, с которым сюжет этого сезона намерен вести диалог («Казино» и «Славные парни» уже считываются). Бини Фелдштейн из «Леди Бёрд» играет модного инфлюенсера-музыканта (пока довольно плоско). Под занавес третьего эпизода объявляется загадочное трио богатейших людей планеты в исполнении Кристофа Вальца, Логана Лермана и Рене Зеллвегер. Очевидно, им предстоит сыграть не самую последнюю роль в сюжете.
«Убийства в одном здании» вернулись в отличной форме и на неожиданно трогательной ноте благодаря тёплому эпизоду-флешбэку с эмоциональным Эмори Коэном в роли молодого консьержа Лестера. Новый сезон сбил голливудский пафос своего предшественника и выбрал движение в сторону комфортной интроспекции: эпизодические персонажи выведены на первый план, в центре повествования снова Мэйбл, Оливер и Чарльз, каждый из которых начинает задумываться о том, что с ними будет, когда у подкаста выйдет последний выпуск. Возможно, создатели шоу таким образом намекают, что финал «Убийств в одном здании» не за горами и нам тоже стоит морально подготовиться.