Лиха беда начало: чего ждать от сериала «Высокий сезон»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

START/Okko

11 июня на Start и Okko открывается жаркий летний период — на платформах выходит их совместное детище, сериал «Высокий сезон». Снял и написал проект Стас Иванов — кинематографист широкого жанрового спектра, но пару лет назад доказавший своим хитовым сериалом «ЮЗЗЗ», что криминальные драмы — его конёк. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, чего ждать от «Высокого сезона» и почему не стоит упускать этот «горящий билет» в раскалённый от драйва и экзотики Вьетнам.

«Высокий сезон», кажется, на протяжении всей своей дистанции будет заигрывать со временем, то сбегая назад — в прошлое героев, то забегая вперёд, то возвращаясь в настоящее, где их жизнь пошла под откос прямо во время райского отдыха. Пилотный эпизод буквально начинается с того, что россиянка Аня (Анна Завтур в этой роли устраивает настоящий актёрский бенефис) во Вьетнаме попадает в неприятность. А мгновение спустя мы узнаём, что предшествовало этому событию неделей ранее. Аня и её бойфренд, кардиохирург Миша (Павел Попов), наслаждаются совместным отпуском и вроде бы готовы вывести свои отношения на новый уровень — лечащий чужие сердца Миша намеревается позвать Аню замуж, не догадываясь, как скоро будет разбито его собственное.

START/Okko

В предпоследний день отдыха пара встречает шумную компанию мужчин, с которыми Аня близко знакома по прошлой жизни. В ней было много тёмного, страшного и опасного, а венчал этот стихийный экстрим плут Саша Сахаров по прозвищу Сахар (Артур Бесчастный). Сахар не просто герой-трикстер, а ходячая опасность. А потому логично, что первая реакция Ани из трёх возможных — бей, замри, беги — именно побег. Но невидимым магнитом её тянет в это сердце тьмы, и на следующий день она заключает с Мишей односторонний договор: ей нужно ещё раз увидеться с Сахаром и компанией друзей (на самом деле подельников), чтобы завершить что-то важное внутри себя. Обескураженный Миша вынужденно соглашается, надеясь, что Аня вернётся, а следом и их привычная жизнь. Но ничто больше не будет как прежде: Аня внезапно исчезает, а Миша бросится в отчаянные поиски своей несостоявшейся невесты.

Параллельно развивается линия с девушкой Тао (изумительная Донг Ань Куинь), капитаном Вьетнамской народной армии, чья сестра недавно умерла от передозировки наркотиком. Ничего не подозревающей девушке подсыпали его в клубе, и её сердце, как и у Миши, тоже не справилось. Тао идёт по следу всех причастных, наркомафии и дилеров, желая найти виновного и лично расквитаться с ним — без суда и следствия. Однажды их с Мишей пути пересекаются, потому что след выводит не только на местных бандитов, но и на приезжих — русскую компанию Сахара, годами промышляющую криминалом. Так вьетнамка Тао становится единственной опорой для растерянного Миши. А он не просто осваивает культуру экзотической страны, но и заглядывает в изнанку жизни, где всё устроено совсем не так, как ему бы хотелось.

START/Okko

Стас Иванов вынашивал идею сериала восемь лет, не считая времени, затраченного на создание проекта: полтора года подготовки, насыщенных и логистически сложных съёмок в незнакомой стране и на трёх языках: русском, английском, вьетнамском. Размах проекта ощущается с первых минут: «Высокий сезон» — взрывоопасный коктейль, в котором смешались неукротимый драйв и крепкая драма, головокружительный экшен и загадочность детектива, динамика бешеного боевика и неспешность триллера. И, судя по первым показанным прессе сериям, всё это сплетается в крепкий оголённый провод, способный выдержать обрушенное на него напряжение.

Отдельного упоминания стоит не только уверенная режиссура Иванова (это не удивит никого, кто видел его предыдущие проекты) и даже не завораживающая операторская работа его верного соратника Степана Бешкурова, снимающего Вьетнам так, будто он там родился и знает каждый уголок и выгодный ракурс, но постановка трюков, которых здесь много и все они выполнены на высочайшем уровне. Если драка, то в лучших традициях Джеки Чана, не просто поражающего своей ловкостью, но превращающего каждый миллиметр пространства вокруг в арену для сражения, подчиняющего себе любой попавшийся под руку предмет. Это лихо, безудержно, это чистый хаос в своём лучшем проявлении.

Режиссёр признаётся, что «Высокий сезон» — не криминальная сводка в локациях заморского Вьетнама, а история трансформации и внутреннего пробуждения.

START/Okko

Интересна и сама история «Высокого сезона», в которой сложно не расслышать отголоски прошлых лейтмотивов Иванова. Люди уже пропадали в его сериале «Конец невинности». Человек вступал в единоличную схватку с непреодолимой силой в категоричных «Немцах». Память подводила и обманывала в «Беге улиток». Привычная жизнь шла болезненными трещинами в полнометражной драме «Одним днём». А криминал заполнял собой всё пространство в хулиганском «ЮЗЗЗе». Разве что теперь южный Ростов сменяется более раскалённым Вьетнамом, а ставки ощутимо повышаются.

Эти очевидные тематические референсы с прошлыми проектами автора могли бы показаться самоповторами. Но в случае Иванова такого ощущения нет. Да, он снова возвращается к тому, что ему хорошо знакомо, но, видимо, всё ещё не до конца понятно. Вновь заходя на привычное поле этих сюжетов, он продолжает их исследовать не вширь, а вглубь. И это редкий случай (хотя не единичный, тот же Мартин Скорсезе тоже, по сути, всю жизнь снимает одно кино, зато как он это делает!), когда кинематографист не топчется на месте, возвращаясь к одним и тем же болевым точкам снова и снова.

START/Okko

Иванов признаётся, что «Высокий сезон» — не криминальная сводка в локациях заморского Вьетнама, а история трансформации и внутреннего пробуждения: «Когда ты остаёшься один на один со стихией — без телефона, без соцсетей — и внезапно обнаруживаешь в себе истинную человеческую природу хищника». Лучше всего это звериное начало пробивается из Ани, и сыгравшая её тёзка Анна Завтур, вероятно, next big thing — на наших глазах рождается большая и яркая звезда. Её героиня не просто мечется между двумя внутренними волками, а раздираема этой стаей: той, что образно сражается в районе сердца, и той, что окружает её во плоти.

Случайная (а может, намеренная) ирония заметна даже в том, какая татуировка красуется на руке девушки: фраза «don’t follow me», которая в предложенных обстоятельствах считывается как издевательский парафраз популярного 10 лет назад туристического флешмоба Follow me. В нём предлагалось следовать за своей девушкой мечты. В случае с Аней тату предупреждает, что лучше этого не делать, если хочешь уцелеть.

START/Okko

Сахар и его шайка (Юрий Насонов, Фрол Фролов, Сергей Горошко) крепко связаны с хищной стороной Ани — той её частью, которая может жить только на адреналине, готовой пустить под откос вообще всё ради этих нескольких минут на грани, за миг до падения в пропасть. Интересно, как Иванов, которому не удаётся избежать традиционной мужской оптики на женский образ (Аня, разумеется, классический архетип manic pixie dream girl — маниакальная девушка-мечта), разовьёт этот образ дальше и какая из её субъектностей будет возвращена своей многоликой владелице.

В своих прежних интервью Иванов размышлял, что интересней всего ему разбираться с тем, что болит внутри: оно меняет нас, и чаще всего не в лучшую сторону. Очевидно, что никто из героев этой заварушки под названием «Высокий сезон» не вернётся прежним. Но интересно, сумеют ли они затормозить на краю пропасти и что успеют заметить в разверзнувшейся бездне до того, как она их окончательно поглотит.